Четыре мифа об аутизме, которые давно пора развеять — BBC News Русская служба

Детский вопросКак понять, что у ребенка аутизм?

Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

  • Маша Шаталина , 2 апреля 2018
  • 155182
  • 3

Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

— Что такое аутизм? Как он проявляется?

— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

— Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

— Каковы причины возникновения РАС?

— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

— Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

Читайте также:  МИРОЛЮТ таблетки - инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания - Здоровье

Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

— В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

— Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Светлана
Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА):

-снижение или отсутствие коммуникативных функций,

-изменение эмоционального фона,

-набор стереотипных действий, избирательность.

В результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутического спектра» используются как синонимы, что ошибочно.

Что такое аутизм? Аутизм это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира. Называется Аутизм по разному, но суть одна. Все люди испытывают трудности в трёх областях, которые называются «триадой нарушений при аутизме»:

Читайте также:  Что означают белые пятна на лице Еженедельник АПТЕКА

1. трудность с социальной коммуникацией

2. трудности с социальным взаимодействием

3. трудности с социальным воображением.

Проявления Раннего детского аутизма: неуместный смех или хихикание, отсутствие чувства опасности, пониженная чувствительность к боли, может избегать объятий, необычные и однообразные игры, неровность в физических и вербальных навыках, может избегать контакта глазами, может предпочитать одиночество, трудности в выравнивании потребностей, может использовать жесты, необычная привязанность к предметам, настаивает на однообразии, повторение чужих слов и фраз, повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции, вращение предметов или вращение на месте, трудности в общении с другими людьми.

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает ряд признаков, которые присущ РДА. Но, как правило,при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт:-те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезадаптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

При всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА-не одно и тоже. Это связано с тем, что РАС не является самостоятельным заболеванием. Рас –это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. РАС всегда является последствием неврологического нарушения ЦНС как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РДА очень сложно компенсировать, и, как правило,детей с таким нарушением обучают специальной адаптации:

-навыки вербального и невербального взаимодействия с окружающим миром

-развитие кинестетических навыков:

Умение воспринимать своё тело, направление движений, пространство, дающих ребенку невербальное понимание.

-Анализ поведенческой терапии=АВА

-Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует востановлению нервных связей в коре головного мозга.

При РАС, компенсаторные возможности существенно шире.

В справочнике с РДА при РАС прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. Работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны при РДА.

Одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА).

В частности, речь идет о переводе ребенка с РАС на карточки PECS.

К сожалению, в 80% случаев ребенок с РАС в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию.

Карточки PECS можно применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации невозможно.

Как распознать аутизм в раннем возрасте:

-задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими

-чувствительность к сенсорному дискомфорту

-избирательность в еде

-однообразная игра ребенка с предметами

-неустойчивость ритма «сон-бодрствование»

-двигательная сфера развивается неравномерно.

Поведение ребенка,вызывающие у родителей опасения:

-ребенок не смотрит в глаза

-говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице

-все время повторяет слова, фразы

-ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала

-не произносит слова, мычит

-не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с детьми

-ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на маму, не реагирует на просьбы, имя

-трясет головой, руками, раскачивается

-ходит на носочках

-грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу

-у ребенка истерики, приступы агрессии

-боится незнакомых/чужих; пугается звонков, вздрагивает

-боится света, все время выключает его.

Классификация аутизма (Никольская О. С):

*первая форма-полная отрешенность от происходящего;

*вторая форма-активное отвержение;

*третья форма-захваченность аутистическими интересами;

*четвертая форма-чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Классификация по степени тяжести:

1) Полная отрешенность от происходящего-избегают любых контактов с внешним миром

2) Активное отвержение окружающей среды-Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции.

3) Захваченность аутистическими интересами-дети стараются укрыться от мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.

4) Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой- наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта-повышенная ранимость, уязвимость.

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (3–4) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Консультация для родителей «Ранний детский аутизм: есть повод для беспокойства» Очень часто родители, начитавшись ИНТЕРНЕТА и здорового ребенка «превращают» в «артиста-аутиста». Давайте разбираться: аутизм — нарушение.

Ранний детский аутизм. Вопросы, проблемы Аутизм — что это? 2 апреля — особая дата в международном календаре. Этот день посвящён аутистам — людям, которые абсолютно беззащитны.

Консультация «Расстройство аутического спектра» Последние годы всё чаще приходится встречаться с детьми с расстройством аустического спектра (РАС, практически в каждой группе детского.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей, расширения знаний и представлений взаимосвязей окружающей действительности.

Сценарий праздника «День Нептуна» для детей с расстройством аутистического спектра Цель: создание условий для праздничного настроения у детей. Задачи: 1. Познакомить с праздником «День Нептуна». 2. Развивать зрительно-моторную.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Вопрос-ответ. Какая связь между аутизмом и умственной отсталостью?

Ответ эксперта на вопрос родителей о том, что значит диагноз «умственная отсталость» при аутизме

Перевод: Елизавета Морозова

У моего четырехлетнего сына диагностировали первазивное расстройство развития. Во время недавнего обследования специалист сказал, что у сына «умственная отсталость в дополнение к аутизму». Какая есть связь между расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью? Есть ли у моего сына еще и отсталость?

Это очень сложный и болезненный для многих вопрос. Скорее всего, каждый специалист ответит вам по-своему. Пожалуйста, поймите, что сейчас я выскажу лишь собственное мнение, которое отражает мои собственные пристрастия и личное понимание существующей научной литературы. Также я не могу говорить конкретно про вашего ребенка, так как для этого у меня недостаточно информации.

Читайте также:  Частое чихание при беременности вредно ли или опасно

После этих обязательных оговорок, выскажу свое мнение вкратце: вполне возможно, что функционирование вашего сына на данный момент соответствует критериям умственной отсталости, но это не обязательно означает, что у него есть умственная отсталость. Попробую объяснить, что я имею в виду. Рассмотрим критерии для диагноза «умственная отсталость». В диагностическом и статистическом руководстве психических расстройств есть три критерия умственной отсталости:

— Коэффициент интеллекта на два или более стандартных отклонения ниже среднего значения.

— Значительные дефициты адаптивных жизненных навыков.

— Эти проявления появились до возраста 18 лет (другими словами, до завершения психического развития).

Ваш сын соответствует этим трем критериям? Им соответствуют большинство детей, у которых диагностировали расстройство аутистического спектра (РАС). Однако проблема в том, что это может быть не дефицит интеллектуальных способностей, а отражение нынешних поведенческих, коммуникативных и социальных проблем.

Давайте подумаем, как проводятся стандартные тесты на интеллект. Обычно они требуют взаимодействия ребенка и специалиста, в том числе ответов на вопросы, выполнения инструкций, имитации, рецептивного определения или называния различных предметов. У многих детей с аутизмом попросту отсутствуют все эти навыки на момент тестирования.

Известно, что в результате эффективной программы поведенческой терапии коэффициент интеллекта многих детей с аутизмом «прыгает» на десятки пунктов вверх. Почему это происходит? У этих детей волшебным образом повысился интеллект, или же просто у них были сформированы навыки, позволяющие принять участие в тестировании? Мне кажется, второе объяснение гораздо более вероятно.

И это подводит нас к следующему вопросу. А что такое, собственно, «интеллект»? Это какой-то общий фактор, или же это несколько более конкретных факторов? Как сказал в свое время один специалист, интеллект — это то, что измеряет тест на интеллект.

Давайте рассмотрим такую ситуацию: иногда я работаю в Ирландии, и однажды я был в аэропорту Дублина вместе со своей подругой и коллегой, Мередит Ниделман (необыкновенно замечательным логопедом), после проведения местных консультаций. Она читала мне историю из журнала про какую-то кинозвезду. В какой-то момент Мередит осознала, что я смотрю на нее непонимающе, улыбнулась и сказала: «Ты ведь даже не знаешь, про кого речь, верно?» Боюсь, я понятия не имел. Я не опознаю 98% знаменитостей, даже если мне пистолет к голове приставить. Просто это область, которая мне совершенно не интересна. Можете считать меня культурно неграмотным.

Зачем я про это рассказываю? Потому что многие дети, у которых диагностировано РАС, не получают того жизненного опыта и знаний, которые нужны для ответов на вопросы при оценке интеллекта. Например, несколько лет назад я тестировал одного ребенка. Когда я встретился с ним впервые, он не пользовался туалетом, не говорил, а ел только детское питание и больше ничего. В течение следующего года его семья и специалисты прикладывали просто невероятные усилия, и все эти проблемы так или иначе уменьшились, и с ним уже можно было провести тестирование интеллекта, в том числе, ту часть, где нужно было называть то, что изображено на картинке. И этот ребенок смог назвать много предметов, но очень многие изображения он не знал.

Когда я обсуждал результаты тестирования с его мамой, я спросил, видел ли ее сын домашних животных, которых нужно было назвать в ходе теста. Его мама посмотрела на меня так, как будто у меня было восемь голов, и спросила, считаю ли я, что с учетом прошлых проблем сына, они часто водили его в контактный зоопарк. Вполне резонный ответ, но сейчас возможности ребенка уже стали другими. Так что я созвал людей поумнее меня (его дефектолога, тьютора и логопеда), и мы, вместе с его семьей, составили план, по которому каждую неделю мальчик должен будет «наверстывать» упущенный опыт. Мы ходили с ним по мосту и тонеллю, были в зоопарке и аквариуме, были на бейсбольном матче, на побережье, в лесу и так далее. Должен также отметить, что во время того же тестирования интеллекта, в одном из субтестов, в котором не требовалась устная речь, результаты мальчика были значительно выше среднего значения.

Что же касается вашего сына, то тут нужно больше информации. Какой именно тест применялся? В нем были вербальные и невербальные компоненты? Насколько большим был разброс результатов в различных субтестах? Этот тест подходит ребенку его возраста? Этот тест был стандартизирован для людей с инвалидностью? Он проводился правильно? Тест проводился человеком, с которым ребенок знаком, в знакомой обстановке, либо тест проводился в условиях, в которых ребенку было некомфортно или у него не было мотивации сотрудничать?

Собиралась ли информация по адаптивному поведению? Очень часто для этого не тестируют ребенка, а проводят интервью с родителями, сравнивая поведение ребенка с возрастной нормой. Если да, то каким был разброс между шкалами? Большой разброс между отдельными шкалами или разброс в пределах нормы может говорить об отсутствии умственной отсталости. Наконец, правильно ли проводился тест адаптивного поведения? Я не шучу, каких я только историй не слышал, вплоть до того, что родителям высылали опросник по почте и просили его заполнить, что совершенно не подходит для такого типа тестирования.

В любом случае, я считаю, что лучше всего вам воспринимать диагноз «умственная отсталость» просто как условное описание для дефицита языковых, социальных и других навыков у вашего ребенка. Не нужно считать это какой-то врожденной и глобальной задержкой интеллекта.

Не говорите о вашем ребенке в его присутствии так, как будто его здесь нет. Он может понимать гораздо больше, чем вам кажется. И не отказывайтесь от попыток обучать ребенка тем или иным навыкам из-за этого диагноза. Просто убедитесь, что у него есть все необходимые предварительные навыки, а потом ставьте новую цель. Дети удивляют нас каждый день.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ссылка на основную публикацию
Череп, скелет головы человека
Скелет головы Скелет головы, то есть череп (cranium), состоит из мозгового и лицевого черепа. Рис. 59.ЧерепА — вид спереди;Б —...
Чем полезен имбирь для организма человека
Имбирный чай: польза и вред для организма женщин и мужчин О полезных свойствах имбиря народные целители древних Индии, Египта, Японии...
Чем полезен кунжут для мужчин
Чем полезны для здоровья семена кунжута Кунжут известен людям с древнейших времен. Изначально его использовали в кулинарии, добавляя в различные...
Черепно-мозговые нервы, 12 пар черепных нервов в таблице
Медицинские запоминалки Строение черепа Как на Lamina Cribrosa Поселился Crista Galli, Впереди - Foramen Caecum, Сзади Os Sphenoidale, Sella Turcica...
Adblock detector