Что делать, если у грудного ребенка проявилась мышечная асимметрия туловища Ребенок до года

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

Читайте также:  Медицинский центр СМ-Клиника на Дунайском проспекте Адрес и Телефон Отзывы и Рейтинги на

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Симптомы и лечение кривошеи у новорожденного ребенка: массаж, гимнастика и комплекс упражнений (ЛФК) с грудничком

Кривошеей новорожденных называется патология шейного отдела позвоночника, сопровождающаяся неестественным наклоном головы к плечу. При этом голова ребенка развернута в противоположную сторону, также наблюдается незначительная деформация позвоночника. Недуг зачастую встречается у девочек. Кривошее подвергнуты новорожденные и дети первого года жизни. При своевременной диагностике болезнь лечится весьма успешно.

Кривошея у детей – смещение верхних отделов позвоночника, визуально выражается в постоянном наклоне головы

Факторы, провоцирующие появление патологии

Все известные причины делятся на две категории: приобретенная и врожденная. Риск появления кривошеи у детей увеличивается в следующих случаях:

  • в перинатальном периоде на шею плода оказывалось давление стенками матки;
  • родовая деятельность, сопровождающаяся осложнениями, операция кесарева сечения, использование в процессе родоразрешения вакуумных щипцов;
  • гипоксия вследствие недостатка кислорода или обвития пуповиной;
  • плод находился в тазовом предлежании на момент начала родовой деятельности;
  • во время беременности женщина переболела инфекцией. Срок и триместр не имеют значения.

Типы заболевания

Специалистами выявлено несколько видов кривошеи. Классификация недуга делится по причинам возникновения. Курс лечения назначается в зависимости от того, на каком этапе развития находится кривошея, и какие факторы спровоцировали ее появление. Существуют как раздельные виды заболевания, так и совмещенные.

Во многих случаях причиной кривошеи становятся проблемы при родовой деятельности

Врожденная и приобретенная

  1. Мышечная. Бывает приобретенной и врожденной. В последнем случае младенец рождается с укороченной грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Возникновение приобретенной формы провоцируют воспалительные процессы, вызванные хроническим заболеванием или травмой, связанной с перенапряжением мышц шеи.
  2. Остеогенная (артрогенная). Врожденная патология характеризуется наличием сращенных позвонков или участков неправильной формы, что приводит к деформации позвоночника. Развитие приобретенного типа провоцируют переломы или дефекты тканей позвонков шейного отдела. К этому приводит ряд заболеваний или травм: туберкулез, остеомиелит, вывихи.
  3. Нейрогенная. Если в период перинатального развития плод подвергся инфекционному поражению с последующей мышечной дистонией, можно говорить о врожденной форме кривошеи. Среди других факторов специалисты отмечают гипоксию плода. Приобретенный вид развивается вследствие ДЦП, опухолей ЦНС и перенесенного полиомиелита.
  4. Дермо-десмогенная. К врожденной форме приводят крыловидные складки в области шеи или процессы, деформирующие суставы. Приобретенный тип возникает после воспаления лимфатических узлов на шее, химических поражений кожи или ожогов.

Только приобретенная

  1. Рефлекторная. Среди основных причин появления отмечены: воспалительные процессы в области ключицы, сосцевидного отростка или околоушных железах. Возникает данный вид кривошеи и из-за спазма шейных мышц.
  2. Компенсаторная. К заболеванию приводят ухудшения слуха или зрения. Ребенок вынужден прислушиваться и лучше всматриваться, напрягая при этом мышцы шеи, что со временем приводит к их деформации.
  3. Ложная. Возникает у новорожденных из-за повышенного тонуса шейных мышц (рекомендуем прочитать: как лечится повышенный тонус мышц у грудничков?). Для положительного эффекта от лечения необходимо своевременно обратиться к неврологу.
  4. Установочная. Бывает только приобретенной, если грудничка регулярно укладывают на одну сторону или прикладывают только к левой или правой груди. Для профилактики необходимо предлагать грудь при кормлении поочередно и следить, чтобы кроха спал на разных боках.

Особое внимание к здоровью новорожденного следует проявлять в течение 2-3 недель с момента рождения. Головка младенца должна свободно поворачиваться в обе стороны, поэтому первые симптомы заболевания можно обнаружить и без подсказки врача.

Опасные проявления

Заметить начало болезни несложно, если постоянно наблюдать за поведением грудничка и состоянием его здоровья. Среди явных признаков врачи отмечают:

  • постоянный наклон головы влево или вправо;
  • ребенок поворачивает голову только в одном направлении;
  • грудничку сложно дается прямое положение головы.

Можно осмотреть шею с той стороны, куда кроха чаще поворачивает голову. При патологии она становится жесткой, что нельзя не ощутить.

Затрудняет самостоятельную диагностику такое явление, как двусторонняя кривошея. Обычно различают два вида патологии, в зависимости от стороны поражения:

  • при правосторонней кривошее голова ребенка наклонена к правому плечу, а лицо развернуто влево;
  • при левосторонней ребенок наклоняет голову к левому плечу, а голова повернута вправо.
Читайте также:  Бифудумбактерин инструкция по применению, аналоги, отзывы

Если пустить состояние новорожденного на самотек и не обратиться за помощью к специалисту, без тяжелых последствий не обойтись. Со временем у ребенка возникнет:

  • непропорциональная форма черепа;
  • ассиметричное положение рта, глаз и других частей лица;
  • уплотнение тканей на шее;
  • укорачивание шеи с одной стороны;
  • изменение структуры тела.

Деформации будут подвергнуты также плечи и ключица, что приведет к невозможности удерживать голову в вертикальном положении. После описанных стадий начинается развитие сколиоза, что влечет за собой новые проблемы со здоровьем.

Современные методы диагностики

Одних симптомов бывает недостаточно для постановки диагноза, поэтому при подозрении на патологию врач назначает комплексное обследование. Для каждого вида кривошеи имеется своя методика выявления:

  1. Физический способ. Врач визуально оценивает изменения в физиологии ребенка, проводит ощупывание шеи и проверяет ее болезненность при различных положениях головы.
  2. Рентгенография. Применяется для подтверждения диагноза и установления характера кривошеи. Специалист также может направить на КТ или МРТ для более точной картины.
  3. Электронейрография. Проводится в том случае, когда у ребенка подозревают нейрогенный тип недуга.

До 5 месяцев у детей легко диагностировать патологию физическим методом на очередном осмотре у педиатра. При постановке диагноза нередко требуется проведение ряда анализов.

Виды лечения

Курс назначается только после осмотра и подтверждения наличия кривошеи у ребенка. Первые симптомы заболевания могут появиться уже на 2-3 неделе с момента появления малыша на свет. Терапия подбирается индивидуально, исходя из стадии патологии и ее характера. При отсутствии деформаций позвоночника и существенных изменений назначается щадящее лечение.

Если позвоночник крохи не деформирован, доктор назначит щадящее лечение

Основные методы

Избавиться от кривошеи поможет массаж шейно-плечевого пояса и грудного отдела. Хорошо зарекомендовала себя парафинотерапия в сочетании с массажем. Теплое и согревающее воздействие позволяет снизить боль и расслабить мышцы. Массаж улучшает кровообращение и лимфоток, стимулируя грудино-ключично-сосцевидную мышцу, тонизируя ее с противоположной стороны.

  1. Ребенок укладывается на спину. Голову малыша массажист фиксирует, оттягивая ее на себя и разворачивая в сторону пораженного участка. Это способствует растягиванию боковой мышцы шеи. Затем голова наклоняется в противоположную сторону, а подбородок поворачивается вверх.
  2. Далее малыш укладывается на пораженную сторону, головка при этом временно придерживается. Как только кроха привыкнет к такой позе, массажист убирает руки, чтобы спровоцировать самостоятельное удерживание головы ребенком.

Каждое из упражнений повторяется от 5 до 20 раз, а комплекс массажа не должен длиться больше месяца. Перед массажем проводится общее растирание и поглаживание для разогрева мышц:

  1. Массируется и пораженная, и здоровая стороны шеи. Применяется легкая вибрация.
  2. Массируется щека со стороны кривошеи с использованием поглаживаний. Допускается нежная вибрация и пощипывания.
  3. Продолжают массажем спины, укладывая ребенка на живот. В этом положении приемы отличаются большей энергичностью. Воздействуют на паравертебральные линии, чтобы разрабатывалось рефлекторное разгибание позвоночника.
  4. Завершается сеанс поглаживанием животика, ножек и ручек. Это позволит малышу расслабиться.

Каждая процедура выполняется не менее 10 минут. Массаж проводится ежедневно. Исключением может стать болезнь или недомогание малыша. По этому вопросу желательно проконсультироваться с массажистом и предупредить о плохом самочувствии крохи.

Дополнительные методы

При назначении гимнастики следует выполнять простейшие упражнения, позволяющие размять напряженные мышцы (подробнее в статье: как проводится гимнастика для новорожденных в 2 месяца?). Достаточно обычных поворотов головы в разные стороны, чтобы заметить положительный результат. Упражнения выполняются по 15 минут 3-4 раза в день. Важно помнить, что ЛФК назначают при незначительных изменениях.

Следует пересмотреть и отношение ко сну ребенка. Спать он должен только на ортопедической подушке, укладываясь на нее больной стороной. Если малыш еще слишком мал и подушка не используется, на ночь кроху нужно укладывать на здоровый бок, слегка направляя голову в противоположную сторону. Правильная фиксация шеи способствует постепенному удлинению поврежденной мышцы, поэтому со временем недуг отступает (см. также: как устраняется гипотонус мышц у младенцев?).

Заметные результаты появляются при проведении специальных упражнений в воде, когда малыш плавает с кругом на шее. Водные процедуры можно совмещать с массажем. При запущенных формах кривошеи врач назначает:

  • УВЧ;
  • электрофорез с йодидом калия;
  • ортопедический воротник Шанца для новорожденных, который способствует растяжению шейной мышцы;
  • петлю Глиссона.

Известный педиатр Комаровский предупреждает, что перечисленные методы следует использовать с осторожностью у детей младше 2 лет. Перерыв между курсами составляет 3-4 месяца и при необходимости лечение повторяется. Если терапия не дает эффекта, прибегают к операции.

Хирургическое вмешательство

Согласно статистике, в большинстве случаев удается добиться благоприятных результатов, используя консервативные методы. Операцию назначают, когда малышу исполнилось 8 месяцев. Существует два варианта:

  1. Миотомия, при которой делается рассечение мышц. Операция проводится под общим наркозом в специализированном отделении, после чего шея фиксируется гипсовой повязкой.
  2. Пластическое удлинение мышцы. Назначается детям от 4 лет.

После операции симметрия шейных мышц восстанавливается. При наличии основного заболевания шанс появления рецидива возрастает. Поскольку рубцовый процесс в области соединения мышц ярко выражен, необходимо наблюдаться у ортопеда в периоды активного роста ребенка.

Игнорировать назначенные врачом курсы или бросать лечение на полпути недопустимо. Халатность приведет к еще более серьезной патологии, при которой голова будет постоянно наклоняться к плечу. Важно не запускать болезнь и регулярно заниматься с ребенком. Комплекс необходимых упражнений можно узнать у врача или посмотреть тематическое видео. Правильное лечение является залогом здоровья малыша.

ЦСП медицинский центр

многопрофильный медицинский центр

Развитие ребенка первых трёх месяцев жизни

Развитие ребёнка с первых дней жизни является сложным дифференцированным процессом, который можно рассматривать в разных аспектах. Нормальное развитие малыша с точки зрения темпа характеризуется неравномерностью в плане формирования отдельных психоневрологических функций у разных детей и в плане развития определенной функции у одного и того же ребенка. Каждому возрастному периоду свойственно приоритетное развитие определённой психоневрологической функции, которое сопровождается временным замедлением или даже остановкой развития других функций.

Все функциональные системы организма имеют оптимальный период реализации, когда функции организма ребенка из внутренней неразвитой потенции переходят в конкретную способность общения его с внешней средой. Именно в определённый период обычно осуществляется наиболее быстрое и полноценное развитие функции. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобретает поддержка и развитие специфических для конкретного возраста качеств, поскольку уникальные условия, создаваемые природой, в будущем не повторятся и то, что не сформировано в каждый конкретный период развития малыша, наверстать в дальнейшем будет трудно или попросту невозможно.

Важная часть исследовательской деятельности малыша по освоению окружающего мира – это детская игра. Малыш всерьез и с интересом знакомится с предметами окружающего мира, в первую очередь с игрушками, к выбору которых родители должны относиться очень серьёзно. Постараемся описать, как организовать игровое пространство ребёнка в течение первых месяцев его жизни, чтобы максимально способствовать гармоничному развитию малыша.

Возраст: новорождённый

Грубая моторика: когда ребёнок лежит на животике, у него наблюдается так называемое общее флексорное положение с преобладанием тонуса мышц сгибателей. Конечности в таком положении согнуты и максимально приведены к туловищу (поза «эмбриона»). Движения малыша хаотичные и нецеленаправленные, что отражает реализацию безусловных рефлексов.

Читайте также:  Онкомаркер BRAF V600, расшифровка при разных локализациях рака

Тонкая моторика: кисти рук ребёнка часто бывают сжаты в кулачки с сомкнутым первым пальчиком, хватание носит рефлекторный характер.

Перцепция (восприятие, адекватное реагирование): на этом этапе развития младенец получает представление об окружающем мире благодаря кожным покровам. Как показывают наблюдения, реакция на звуковые и световые раздражители недифференцированная. На сильный звук или яркий целенаправленный свет ребёнок реагирует всем телом, выражая реакцию неудовольствия. Однако младенец довольно быстро успокаивается, ощущая тепло и прикосновение маминых рук. С семидневного возраста малыш зажмуривает глазки при ярком свете. При пробуждении стремится повернуть голову к источнику света, вздрагивает и мигает при громком звуке. К 14 дню возникает слуховое сосредоточение.

Развитие речи начинается с сильного недифференцированного плача.

Социальное поведение. Контакт с близким человеком ребёнок получает при кормлении грудью, ощущая тепло мамы, ее запах и вкус молока.

Действия мамы. В данный этап развития ребёнка очень важен тактильный контакт. Мышечный тонус нормализуется благодаря поглаживаниям. Если у малыша наблюдается фиксация головы в одну сторону, то в период бодрствования необходимо выкладывать его таким образом, чтобы головка была обращена к источнику света, что позволяет тренировать гипотоничную группу мышц. Следует оградить от резких звуков и яркого света, поскольку деткам необходима щадящая адаптация к окружающим условиям. Ласковый голос мамы успокоит ребенка, поэтому в период бодрствования нужно разговаривать с малышом, петь колыбельные песенки. И конечно, мама должна наладить грудное вскармливание, так необходимое для гармоничного развития и формирования доверия к миру. При невозможности грудного вскармливания важно его имитировать, удерживая ребёнка на руках и меняя положение для избегания фиксации головы в одну сторону.

Возраст: 1 месяц

Грубая моторика. Лёжа на животе, ребёнок начинает поднимать голову, а лёжа на спине учится держать её по средней линии. В конце первого месяца жизни младенцу удаётся фиксировать ее в центральном положении более 10 секунд!

Тонкая моторика. В данном возрасте большое значение имеет ярко выраженный хватательный рефлекс, поэтому любое прикосновение к ладошке вызывает её смыкание.

Перцепция (сфера восприятия). Ребёнок фиксирует взгляд, приглядываясь к объектам, которые находятся на расстоянии 20 см перед глазами. В конце первого месяца появляется четкая фиксация: младенец наблюдает за игрушкой, переводит взгляд из центрального положения в сторону на 45 градусов. Появляется способность локализовать звуки в пространстве.

Речевое развитие в возрасте у месячного малыша заключается в сосредоточении на голос взрослого. Плач становится более определенным: резким, когда малыш испытывает неприятные и болезненные ощущения или голод, и приглушенный, когда он устал или утомился. Появляются первые голосовые реакции при разговоре с ребенком.

Социализация поведения проявляется способностью фиксировать взгляд и концентрацией внимания при кормлении грудью. Младенец с радостью смотрит в этом положении на маму. Этот зрительное взаимодействие лежит в основе всего дальнейшего развития ребёнка.

Действия мамы. Перед каждым кормлением для профилактики колик и тренировки мышц шеи и брюшного пресса следует выкладывать малыша на животик. Пришла пора вкладывать самую простую и легкую погремушку поочередно в каждую ручку.

К концу первого месяца малыш будет самостоятельно удерживать её в течение нескольких секунд. Следует стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов ребенка, медленно перемещая погремушки перед глазами ребенка и доводя их до угла глаза.

Возраст: 2 месяца

В двигательной сфере появляется способность в позиции лёжа на животе поднимать голову и держать ее более 10 секунд. Лежа на спине отмечаются произвольные повороты головы, отслеживая игрушки.

Тонкая моторика. Ладошка ребёнка раскрывается, начиная с безымянного пальчика и мизинчика. Ослабевает рефлекс хватания.

В сфере восприятия отмечается появление дифференцированной реакции на внешние раздражители – ориентировочной реакции (замирание, прислушивание, задержка взгляда). Малыш способен длительно сосредотачивать взгляд на предметах.

В речевом развитии появляется способность издавать звуки, напоминающие «а», «э». Младенец контактирует с близкими людьми и ждет ответные сигналы. Ребенок радостно внимает голосу взрослого, обращенного к нему.

Социальное поведение. Появляется первая улыбка при общении с родными. Удовольствие и восторг ребёнок испытывает всякий раз при рассматривании человеческого лица.

В мыслительной сфере малыш формирует примитивные ассоциации (при плаче мама возьмёт на руки или накормит). Начинает ждать кормления по определенным временным интервалам.

Действия мамы. Необходимо продолжать стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов, перемещая погремушки перед глазками малыша в положении лежа на спине и на животе. Игрушки должны быть разнообразными по конфигурации, цвету, воспроизводимому звуку, более тяжелыми. Главное, чтобы их было удобно держать и хватать маленькой ручкой.

Следует способствовать фиксации взгляда на расположенной по центральной линии игрушке (не ближе 20 см), притягивать внимание к лицу родителей позитивной мимикой, нежной интонацией, улыбкой. Нужно поглаживать и массировать каждый пальчик на ладошках и стопах, поощрять стремление двигать ручками по срединной линии. Необходимо создавать ситуации, когда ребёнок наталкивается ручками на низко подвешенные игрушки и касается их. Приходит время повесить погремушку-растяжку на кроватку и коляску, музыкальный мобиль, чтобы малыш интересно и увлекательно бодрствовал.

Возраст: 3 месяца

Грубая моторика. В положении лежа на животе ребенок вытягивает руки вперёд, приподнимаясь на предплечья, разгибая ножки в тазобедренных суставах. Положение на спине становится довольно уверенным, что способствует сведению ручек. На этом этапе малыш пытается отрывать ноги от опоры («дрыгает» и поднимает вверх ножки). Подтягивая за ручки, ребёнок ненадолго приподнимает и удерживает головку, симметрично сгибая и приводя ножки к животу («присаживается»).

Тонкая моторика. Кисть часто раскрыта, хотя большой палец пока приведён к ладони. Малыш хватает игрушки и удерживает их в руке.

Перцепция. Младенец наблюдает за игрушкой от угла до угла глаза с произвольными движениями головы или без, рассматривает руки и пальцы. Движение рук к погремушкам происходит под зрительным контролем. Охотно «разговаривают», издавая гласные звуки при звуковой стимуляции.

Речевое развитие. Малыш останавливает взгляд, эмоционально реагирует на обращение взрослого. Появляется интонация и нечёткие голосовые и звуковые цепочки, гуление.

Социальное развитие. Ребёнок улыбается маме и папе, различает родных и чужих. Эмоциональное общение со взрослыми приводит к появлению «комплекса оживления», смеётся.

На этом этапе отмечаются первые навыки самообслуживания, а именно придерживание груди своей ручкой при сосании. Выталкивает язычком грудь после насыщения.

Действия мамы. В этом возрасте нужно увлекать ребёнка, ласково беседовать с ним. Позитивно подкреплять первые звуки малыша. Привлекать внимание ребёнка и добиваться полного поворота головки в стороны. Приходит время приобрести развивающий коврик, на котором интересно проводить время, лёжа как на животе, так и на спине.

Следует стимулировать движения ручками вперёд в положении лежа на животе, раскладывая перед малышом погремушки, различные по своей текстуре, твёрдые и мягкие, резиновые и пластмассовые, шуршащие и пищащие. Необходимо стимулировать захват и удержание игрушки двумя руками.

Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если при простуде заложило ухо — ТЕЛЕГРАФ
Заложило уши при простуде: что делать и как лечиться Осенью и зимой многие люди мучаются от простудных заболеваний, в результате...
Что делать при диарее — Лайфхакер
Жить здорово! Выпуски Сюжеты О проекте Все видео Три медицинских теста при диарее. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 17.08.2017 Код...
Что делать при микротравме глаза
СОРИНКА В ГЛАЗУ И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ Пушинки, волоски, мелкие насекомые, частички пыли, ости злаков и трав, попадающие в глаза,...
Что делать, если прорвался халязион причины, лечение, первая помощь, что нельзя делать
Что делать, если прорвался халязион На внутренней поверхности век, сразу за ресницами, располагается большое количество сальных или как их называют...
Adblock detector