Что означают слова сложить песнь,отвагою запалил себя,заострил сердце,накликают,грозу

Ожесточение. Отчего черствеют сердца

Отчего сердце человеческое ожесточается? Ответ кажется простым и очевидным: от перенесенных страданий и тягот, от нужды, от непосильного горя… А если еще точнее — от людской злобы и бесчувствия, на которые человек просто вынужден был научиться отвечать тем же. Вроде бы все тут логично и правильно. Но — лишь на первый взгляд.

При более серьезном рассуждении эта простая схема не выдерживает никакой критики. Уже хотя бы потому что огромное множество людей сумели не ожесточиться и сохранить способность к любви и милосердию в самых чудовищных условиях — на войне, в концлагерях, в палатах для неизлечимо больных. И напротив — вполне благополучные, ни в чем не нуждающиеся и ничем не стесненные люди могут вести себя так, будто у них вместо сердца — камень. А самое главное, если принять мысль о том, что ожесточение человека — результат воздействия на него извне, то с неизбежностью нужно будет признать, что человек несвободен в своем выборе между милосердием и черствостью, что выбор этот целиком зависит от обстоятельств его жизни, а добрым и отзывчивым способен быть только тот, кому судьба всю дорогу выдавала одни лишь медовые пряники. Однако практика убедительно доказывает, что в реальной жизни все обстоит ровно наоборот: как раз люди хлебнувшие в жизни лиха куда чаще бывают способны к состраданию и участию в чужой беде. И потом все мы хорошо знаем, что именно в преодолении трагических обстоятельств выявляют себя самые лучшие, самые благородные и возвышенные человеческие качества. Самоотверженность, героизм, жертвенность в принципе невозможны там, где все хорошо и где нет человеческого горя и страданий.

Таким образом, очевидно, что тяготы жизни — лишь одно из возможных условий ожесточения сердца человека, но никак не его причина. Это только собака, как известно из детской песенки, бывает кусачей от жизни собачьей. Ну так на то она и собака, у нее нет этических критериев и свободы нравственного выбора. Человека определять по этой же линейке можно лишь в том случае, если хочешь его унизить и приравнять к животному.

Ледниковый период^

Но откуда же тогда берется столько ожесточения в людях? За примерами далеко ходить нет нужды:

И ведь большей частью никаких особо страшных бед при этом в нашей жизни не происходит. Повод к началу такого «ледникового периода в сердце» может быть настолько ничтожным, что мы даже не всегда способны его отследить. Просто в определенный момент вдруг констатируешь, что живешь словно бы в какой-то капсуле, отделяющей тебя от всего остального мира, и любая попытка пробиться к тебе извне не вызывает в твоем сердце ничего, кроме раздражения и неприязни. Собственно, само слово «ожесточить» буквально и означает — сделать жестким, твердым, неспособным воспринимать какое-либо воздействие извне. Не случайно ведь противоположное жестокосердию качество человека принято обозначать в тех же категориях, но с обратным знаком — «мягкосердечный». То есть способный к перемене своего сердца, сохранивший эмоциональную пластичность.

Как же происходит в человеке потеря такой драгоценной способности?

В христианстве, безусловно, есть ответ на этот важный для каждого человека вопрос. Но для того чтобы правильно его понять, необходимо сделать небольшой экскурс в текст Священного Писания.

Казни египетские^

Есть в Библии место, которое можно рассматривать как некий универсальный ключ к пониманию человеческого жестокосердия во всех его многообразных проявлениях. Это история с фараоном, к которому Бог отправляет пророка Моисея вызволять еврейский народ из рабства, и говорит ему при этом странные слова: …когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа ( Исх 4:21 ). Далее на Египет обрушивается целая череда бедствий, известных под названием «казни египетские». В результате испуганный фараон сначала все-таки отпускает евреев домой, заплатив им за годы рабства очень богатую компенсацию. Но потом меняет свое решение, отправляется за ними в погоню, и в результате — гибнет в море со всем своим войском[1].

В приведенных выше словах Бога можно увидеть вопиющую несправедливость. Еще бы: Сам ведь ожесточил фараону сердце, а потом стал его же наказывать, и, в конце концов, погубил? Не удивительно, что именно это место Библии оказалось оселком, на котором оттачивали свое остроумие сначала советские, а за ними — и сегодняшние пропагандисты атеизма. Однако поспешные выводы во все времена были свидетельством не очень глубокого ума. И раз уж речь идет о реплике из Библии, наверное, есть прямой резон ознакомиться с толкованием, которое дает на нее Церковь.

Читайте также:  Отзывы о враче Ланцова Галина Юрьевна �� (Москва)

Грязь и солнце^

Слова «ожесточу сердце», казалось бы, говорят о каком-то насильственном действии со стороны Бога, которое лишает фараона свободного волеизъявления. Но сама логика библейского повествования прямо говорит об обратном. На это обращает внимание преподобный Ефрем Сирин: «Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение — попирает законы…». Собственно, так оно все и происходило: далее в Библии прямо говорится …И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое и не послушал их[2], как и говорил Господь ( Исх 8:15 ).

Фараон сам ожесточил свое сердце, и никто его к этому не принуждал, а уж тем более этого не делал Бог. Но тем не менее очевидно, что Бог как-то участвовал в этом, иначе не было бы смысла в словах Я ожесточу. Вот только характер этого участия был совершенно иным, нежели может показаться при поверхностном прочтении библейского текста.

Святитель Феофилакт Болгарский пишет о причинах ожесточения сердца фараона так: «Что же значит — Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением».

То же самое говорит и святитель Феофан Затворник, распространяя этот принцип с библейской ситуации на все случаи человеческого ожесточения вообще: «Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».

Бог и совесть^

Итак, слова об ожесточении Богом сердца фараона — не более чем фигура речи. Подобным образом в известной лирической песенке говорится: «Ах, эта девушка меня с ума свела, Разбила сердце мне, покой взяла». Хотя очевидно, что с ума тут сводит себя сам пылкий поклонник, а упомянутая девушка может быть вообще не в курсе его когнитивных и эмоциональных проблем.

Фараон сам ожесточил свое сердце. И в этом факте можно увидеть тот самый, упомянутый выше ключ к пониманию причин людского жестокосердия. Оказывается, твердым, словно засохшая на солнцепеке грязь, наше сердце становится в ситуации, когда нам открывается Бог. И совсем необязательно это должно происходить через великие и страшные чудеса, подобные тем, через которые Бог являл Себя фараону. В нашей повседневной жизни все обстоит куда проще, но тем самым и куда трагичнее для нас — мы ожесточаемся, когда нам открывается истина. Ведь, если определять совсем просто, истина — то, что есть на самом деле, в противоположность обману или заблуждению. И когда человек вдруг начинает видеть себя именно так — без иллюзий и самообмана, — это может оказаться для него очень тяжелым испытанием, даже без каких-либо знамений или чудес свыше. Ведь так непросто бывает осознать, что ты, мягко говоря, неправ в своих мыслях, словах или поступках, даже когда эта неправота для тебя самого очевидна.

И тогда возможны два варианта реакции на открывшуюся картину своей жизни. Первый — это покаяние, признание своей ошибки, желание исправиться. Второй — глухая защита от увиденного, жесткий блок, отторжение. Но… отторжение чего? Того, что есть на самом деле, то есть — истины! Так человек закупоривает себя в некий духовный панцирь, отделяющий его от реального мира, так ожесточается человеческое сердце.

Однако каким же образом во всем этом участвует Бог, и почему это болезненное осознание своей неправоты следует считать встречей с Ним? Дело в том, что у каждого человека есть удивительное свойство, позволяющее нам безошибочно определять нравственное содержание наших действий. Это — совесть, которую преподобный авва Дорофей прямо называет божественным светом в нашей душе: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Поэтому действие нашей совести с достаточным основанием можно считать действием Бога: ведь не случайно каждый из нас на опыте знает, как совесть может вступать в конфликт с нашими планами, оценками, решениями. Очевидно, что в природе человека она как бы «не совсем наша», и по отношению к личности человека парадоксальным образом является неким ее оппонентом. Эта искра божественного, присущая нашей душе, и высвечивает перед нами ту неправду, которую мы совершаем или даже еще только собираемся совершить. Кроме того, в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). И когда мы не желаем признать очевидной своей неправоты перед любым человеком, это означает не что иное, как ожесточение нашего сердца перед Самим Христом.

Читайте также:  Сладковатый запах изо рта у взрослого симптомы, причины возникновения, лечение и профилактика

Воск и глина^

Ну и, наконец, еще один аргумент. В Евангелии Господь прямо отождествляет истину — с Собой: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Здесь слово «истина» означает уже не просто некую данность, имеющую место в действительности, а нечто неизмеримо более высокое и важное. Истина в богословском понимании — это творческий замысел Божий о мире и о человеке, то, какими мы должны быть, согласно Божьему замыслу.

Через душевную боль наша совесть ежедневно показывает нам, где мы уклонились от этой Истины, где мы уклонились от Христа. И не так уж важно, в каких обстоятельствах это произойдет: обидим ли мы жену или сами обидимся, накричим на детей или просто с раздражением толкнем случайного прохожего в уличной давке.

Ведь под солнечными лучами различные вещества ведут себя очень по-разному: воск — размягчается, обретает способность принять новую форму, измениться. Глина же, наоборот, твердеет, сохнет, становится жесткой и нечувствительной к пальцам гончара или скульптора. Так и сердце человека — при встрече с Богом может либо размягчиться, подобно воску, либо — окаменеть, словно глина. А вот чему его уподобить — глине или воску, — это решает лишь сам человек, в этом и заключается божественный дар свободы, полученный людьми еще при сотворении. Внешние обстоятельства нашей жизни могут быть самыми разнообразными — благоприятными, или кошмарными; ровными, словно шоссейная дорога, или ухабистыми, как разбитый проселок. Но ожесточить или смягчить на этих путях свое сердце человек может только по собственной воле — когда Бог откроет ему Себя в каком-нибудь совсем неприметном для стороннего наблюдателя случае. Так вполне благополучный и счастливый богач из евангельской притчи каждый день отказывал в милости Христу, хотя перед ним был всего лишь покрытый коростой нищий бомж Лазарь. Так благоразумный разбойник, за свои преступления приговоренный к мучительной смерти, уже на кресте нашел в себе душевные силы пожалеть распятого рядом с ним Господа.

1. Подробнее обо всей этой истории можно прочитать в библейской книге “Исход”. — А. Т.
2. Моисея и его брата. — А. Т.

поострити

. до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. 5.

Отвсюду страстотерпие свое и поуци вся погибели, к сеи яко же ти подъбно злою честью гонимъ, поострилъ еси умъ купно и языкъ, тѣм же явѣ нѣкая и суетная тщеславья и съсказалъ еси. Ж. Варл. Иос., 9 об. (XIV—XV вв.). Поостриша бо по писаному языкъ свои, яко змиинъ, и напрягоша лукъ свои вещь горку стрѣляти въ таиных непорочнаго. Ряз. кормч., 395 об. (1284 г.). 1361: И начаша татарове оступати его с оба полы и со всѣ стороны, князь же Андреи, поостривъ крѣпость свою и не убояся грозы ихъ, но напрасно устрѣмився и пробився сквозѣ полкы татарскыя биючися съ ними, и тако божиею милостию приеха на Русь добръ здравъ. Рог. лет., 71 (XV в.). Сии бо князь великыи Дмитреи Ивановичь и брат его князь Владимеръ Ондрѣевич помоляся богу и пречистеи богородицы, стяжав умъ свои крѣпостию и поостриша сердца своя мужеством и наполнишася ратнаго духа. Задон. Ист.-1, 541 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Прииметь щитъ непоборим ревности: поострит же жестоку ярость за копие. Библ. Генн., Прем. Сол., V, 20 (1499 г.).

То же не едину благодать творитъ желѣзу, нъ пръвое ръжду ему не очиститъ, таче дебело суще тьнитъ е, и въступлено поострить е, и тьмно суще освѣтитъ е. Шест. Ио. екз., 29 об. (1263 г.). Се убо о воскресении господни глаголеть, яко поострю, яко молнии, мечь мои, и приметь судъ рука моя, и въздамъ месть врагом. Палея толк., 159—160 (1406 г. ← XIII в.).

Положите пред очима своима страсти, яже есте подъяли от них и поострите душа ваша на мьсти. Флав. Полон., Иерус., 331 (XVI в. ← нач. XII в.). Сѣдящу же на престолѣ царю, сѣдящю же с нимъ и сынови, яко же и преже рѣхомъ, престоящимъ же иже яко оружье языкы поострившемъ на отвержение истинны. Ж. Варл. Иос., 98 (XIV—XV вв.). 1409: Великыи же князь Василии бывшая обиды отъ Витовта вся повѣда Едегѣеви, любве ради. То же слышавъ, враждолюбителныи Едегѣи паче же и кровожелателныи звѣрь, обрадовася сердцемъ, болми на гнѣвъ поостри ихъ. Посылаше к Василиеви, силу многу на помощь обѣщаваа ему. Рог. лет., 179 (XV в.). Кто убо не удивится благодати духа и премудрости богопроповѣдника, якоже того владыка разбоиника спутника приемъ, иже кровию руцѣ осквернившаго. Сице и тои поострившаго клеветою лютаго Ирода на убииство его. ВМЧ, апр. 22—30, 1152 (XVI в.).

И текъ дьяволъ ко адови, и рече: . и наострихъ на нь (Иисуса) копье, и нальяхъ на нь оцтъ, июдѣа на нь поострихъ, яко оружье. Зл. цепь, 14 об. — 15 (XIV в.). Колика ми зла безумный сътвори, колики бѣды ми показа отреченный! который ли дѣмонъ лукавъ поостри его на мя: много бо ми зла сътворилъ, и ослаба животу моему отъ него нѣсть. Ж. Андр. Юрод. ВМЧ, окт. 1—3, 109 (XVI в. ← XII в.).

1552: И всяде государь на избранный свой конь вооруженный и поостри мечь свой на градъ. Отрыв. рус. лет., 311—312 (XVII в.).

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние , 1965—1984

Читайте также:  Читать Патологическая анатомия - Струков Анатолий Иванович, Серов Виктор Викторович - Страница 44 -

Что означает выражение «заострить сердце»?

Литература | 5 — 9 классы

Что означает выражение «заострить сердце».

2. «заострил сердца мужеством» — укрепил, возбудил (от славянского поострить — поострити).

Что означают слова «сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать запричитала?

Что означают слова «сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать запричитала?

Объясни выражение ?

Что означает выражение я один тут властилин?

Что означает выражение я один тут властилин?

Какую роль играют слова и словосочетания : сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала?

Какую роль играют слова и словосочетания : сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала?

Как вы понимаете выражение сердце прикажет?

Как вы понимаете выражение сердце прикажет?

Какую роль играют слова и словосочетания : сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала?

Какую роль играют слова и словосочетания : сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала?

Объсните их смысл.

Что значат эти выражения :Сложить песньОтвагою запалил себяЗаострил сердцеНакликаютГрозу суляКрамолу ковалИзронил златое словоМолитВеличатьЗапричитала?

Что значат эти выражения :

Отвагою запалил себя

Изронил златое слово

Что означает выражение «Быть человеком»?

Что означает выражение «Быть человеком».

Что означает выражение на закорки?

Что означает выражение на закорки.

Объяснение выражения высокое сердце?

Объяснение выражения высокое сердце.

Вы находитесь на странице вопроса Что означает выражение «заострить сердце»? из категории Литература. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

На держи на здоровье! Я люблю сидеть вечером на берегу моря, когда заходит солнце, а его отблески отдают красно — оранжевый оттенок на голубой глади воды.

Карамзин в повести этой впервые показал чувства обычной девушки (не дворянки). Именно это и было особенностью и новаторством. Эраст был просто эгоистичен и бездушен после того, как«Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Внача..

16 * 3 : 8 * e = 1680 48 : 8 * e = 1680 6 * e = 1680 e = 1680 : 6 e = 280.

Е = 1680 / ((75 — 59) * 3 / 8) е = 336.

Всем кажется, что если есть деньги , то есть всё. Но не тут, то было, ведь многие богачи живут не только не в счастье, но они и могу разрушить свою семью именно из — за этого : Можно сказать «Сильно избалованные люди». Но и деньги могут приносить с..

А что такое счастье? Счастье для меня это когда дорогим мне людям хорошо на этом свете. Если счастье заключается только в том, чтобы поехать куда — то, тогда конечно. За деньги можно купить собаку, это будет счастье Но, я думаю, что счастье заключ..

У меня задание прочитать это произведение, можешь мне написать главные эпизоды и основных героев.

Значение выражения «расточительный хозяин» значит то, что человек слишком легкомысленно относится к своему богатству, тратит деньги на ерунду, слишком растратчив. В конце концоврасточительный хозяин превращается из богатого в бедного, но остается вс..

Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко л..

Хамелион не книга, а рассказ. Рассказ наводит на мысли о двуличности людей. Понимаешь, как глупо и отвратительно, когда меняют свое мнение в зависимости от обстоятельств. Этот рассказ не только о двуличности. Здесь речь идет еще и о чинопочитании..

Ссылка на основную публикацию
Что можно и нельзя кушать кормящей маме в первые месяцы после родов — Топотушки
Список продуктов кормящей маме: что можно кушать в период ГВ, что кушать не рекомендуется Любящая мама всегда заботится о здоровье...
Что значит диабет — Значения слов
Значение слова диабет диабет в словаре кроссвордиста диабет Недуг от недостатка инсулина "сладкая" болезнь Недуг, при котором сахар смертелен Недуг...
Что значит клиническая группа 2 в онкологии
Что значит клиническая группа 2 в онкологии © Б.Д. Менделевич, А.М. Куклина, 2012УДК 616-006:616.89-008 Б.Д. Менделевич 1 , А.М. куклина...
Что можно и нужно есть после тренировки в тренажерном зале
Диета белковая для спортсменов Эффективность: 2-4 кг в месяц Сроки: 2-6 месяцев Стоимость продуктов: 2000-2200 руб. в неделю Общие правила...
Adblock detector