Электронная библиотека ДВГМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Значение психологических знаний в практической медицине

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26

Статья просмотрена: 4051 раз

Библиографическое описание:

Шимовонян, К. Т. Значение психологических знаний в практической медицине / К. Т. Шимовонян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42035/ (дата обращения: 19.09.2020).

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину.

Ключевые слова: психология, медицина, клинический (медицинский) психолог, психотерапевтическая реабилитация, психотерапевтическая помощь, медицинская (клиническая) психодиагностика.

Психологическая наука развивалась в трех руслах: философском, медицинском и педагогическом. Это положение, относящееся как ко всей истории психологической науки, так и к истории отечественной психологии, является определяющим для понимания взаимоотношения психологии и медицины в их историческом развитии.

Историю психологии обычно начинают с Аристотеля, который своим трактатом «О душе», по существу первым исследованием психики человека, заложил основу этой науки во всех трех ее руслах. Но еще до него Гиппократ, который был не только философом, но и врачом, создал учение о «четырех соках» человеческого организма и, связав с ним ряд не только телесных, но и душевных проявлений, тем самым заложил основу для развитого в средние века его последователями учения о темпераментах. Он защищал идею, которую в течение длительного времени не признавали многие авторы: органом мышления и ощущений является мозг. Нельзя не отметить, что и первая сохранившаяся запись мысли о связи разума человека с мозгом была в так называемом хирургическом папирусе египтян, датируемом XXX веком до н. э. [2].

Заслуживает упоминания ряд имен врачей, вошедших в историю психологии. Среди них Алкмеон Кротонский, Гален, Авиценна, Зигмунд Фрейд, Бехтерев, Лазурский и многие другие. Известно, что И. М. Сеченов хотел написать работу по медицинской психологии, считая, что она должна быть его, как он сам писал, «лебединой песней», но так и не успел выполнить своей мечты [5].

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний, а к ним в настоящее время по разным данным относят от 50 до 80 % болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, почечные, дыхательные и ряд других [1].

Сотрудничество врачей и психологов в борьбе с болезнями на Западе уже давно в порядке вещей, и уже ни у кого не вызывает сомнения, то факт, что психика и тело не разделимы и взаимосвязаны. В России же традиционная модель оказания медицинской помощи часто ограничивалась только лечением телесных симптомов, не говоря уже о культуре отношения людей к своему психологическому благополучию.

По сути, в каждой российской больнице должен работать психолог. Чем же должен заниматься психолог в стационарах?

Людям, перенесшим какую-то катастрофу, насилие или же ставшие инвалидами и их близким нужна психологическая реабилитация, восстановление, чтобы они смогли жить с этим. Психотерапевтическая помощь – это узкая направленная работа, которая осуществлялась до последних 10 лет только в психиатрических клиниках. В настоящее время психиатрическая помощь применяется в обычных больницах для психически нормальных людей. Разработано большое количество различных психологических методов и методик для работы с соматическими больными. Оказанием психологической помощи в стационарах занимаются клинические или как их еще называют медицинские психологи.

Согласно приказу Минздрава РФ от 26.11.96 № 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ» медицинский психолог это специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Читайте также:  МКБ 10 - Другие врожденные аномалии пороки развития сердца (Q24) 1

Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов, медицинской психодиагностики – клиническая и профилактическая медицина.

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных.

В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации [3, 4].

В случае работы психолога в детских отделениях существует своя специфика, необходима работа как с ребенком, так и со взрослыми, находящимися рядом с ним. Мозг ребенка созревает только к 16 годам, последними созревают лобные доли, которые отвечают за функции самоконтроля. То есть говорить о том, что человек сам за себя отвечает и контролирует, можно говорить только после 16 лет. До 16 лет мозг ребенка легко внушаемая и восприимчивая среда, поэтому работа только с ребенком без близких не возможна, это всегда симбиоз. Только работая с ребенком невозможно вылечить посттравматическое стрессовое расстройство.

Если говорить о травматологии, то мы видим, что физические травмы тоже влекут за собой психологические проблемы. Например, фантомные боли – это боли, которые ощущаются человеком при ампутированной конечности, они могут сопровождать человека всю жизнь. В настоящее время разработаны и применяются на практике психотерапевтические методики, которые показывают, что эти боли имеют психологический характер и их можно убрать чисто психологически.

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

В процессе обучения, будущие психологи осваивают дисциплины находящиеся на стыке психологии и медицины, среди которых: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психогенетика, специальная психология, психофизиология, клиническая психология, телесно-ориентированная психология. А в медицинских вузах преподаются такие дисциплины, как клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика и ряд других.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что и психологи, и медики изучают не мало одних и тех же дисциплин. У вас может возникнуть вопрос: почему же тогда сам медицинский работник не может оказать психологическую помощь своему больному, если он также, как и психолог изучает множество дисциплин, находящихся на стыке психологии и медицины?

Дело в том, что стандартная подготовка врачей направлена на то, чтобы работать больше с физиологией человека и сознательно не обращать внимание на то, что твориться с психологией человека, его эмоциональным фоном, чтобы, как не странно, вылечить больного. Если хирург будет переживать о тех действиях, которые он совершает, то он никогда не сделает операцию, поэтому они обучены так, чтобы сильно не сопереживать, а только видеть перед собой тело, материалы, препараты и сделать свою работу высококлассно. Если им включать еще и психологию, они просто сойдут с ума, поэтому они защищают свою психику от взаимопроникновения с пациентами. Именно этот факт и не дает в итоге врачам понимать медицинских психологов, а значит и выполнять их работу.

  1. Александер Франц Психосоматическая медицина. Принципы и применение [Текст] / Франц Александер. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2014. — 320 с.
  2. Иванец, Н.Н., Тюльпин, Ю.Г., Кинкулькина, М.А. Психиатрия и медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин, М.А. Кинкулькина. – Изд-во: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с.
  3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс. – М.: Изд. «Класс», 2015. – 592 с.
  4. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и ее последствия [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Хрусталева. – Изд-во: СПбГУ, 2014. – 372 с.
  5. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психиатрия. Исцеление души и тела [Текст] / Г.В. Старшенбаум. – Изд-во: Феникс, 2013. – 352 с.

Психологические требования к личности врача.

Среди коммуникативных копинг-ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют прежде всего эмпатию, аффилиацию, сенситивность к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций. При очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость — качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу.

Читайте также:  Сколько заживает растяжение связок голеностопного сустава симптомы травмы лодыжки, лечение щиколотки

Контроль личности над средой определяет копинг-процесс и относится к базовым копинг-ресурсам врача. Личности с развитым интернальным контролем, по сравнению с экстернальными, внимательнее, имеют больше потенциальных возможностей избегать неблагоприятных результатов, чувствительнее к опасности. Они имеют более высокий уровень потребности в достижениях, позитивную «Я-концепцию», высокий уровень социального интереса и высокие показатели самоактуализации. Интернальному контролю сопутствует большая продуктивность, меньшая фрустрированность по сравнению с индивидами, имеющими экстернальный локус контроля. Во фрустрирующих ситуациях экстернальные пациенты, по сравнению с интернальными, переживают большую тревогу, враждебность и агрессию. Они менее эффективны в совладании с жизненными стрессами из-за беспокойства и повышенной депрессивности, менее способны к достижениям, хуже используют возможности информационного контроля над средой. Степень развития субъективного контроля над текущей жизненной ситуацией оказывает определенное влияние на процесс преодоления той или иной болезни. Локус контроля отражается на межличностных взаимодействиях в диаде «врач-больной», является одним из важных факторов, способствующих поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни. Включение интернального локуса контроля в процесс преодоления стресса снижает риск формирования саморазрушающего поведения. С точки зрения больного, наиболее значимыми в образе врача являются такие черты, как уверенность поведения и способность к эмпатии.

Имеет значение сформированность приемов и методов психической саморегуляции врача, которые помогают в сохранении собственной эмоциональной стабильности, психологической надежности профессионального «имиджа», устойчивого перед лицом угрозы таких разрушительных факторов, как непопулярность, отвержение со стороны коллег, периодические сомнения в правильности выбранного решения, которые в определенной степени обусловлены ограниченными возможностями современной медицины и невозможностью учесть и предусмотреть воздействие на организм пациента всех факторов — внешних и внутренних, органической и психологической природы.

В целом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собственных силах и устойчивость в ситуациях непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу.

Психологические знания в работе врача

Врачу для комплексного подхода к здоровью человека наряду с глубокими медико-биологическими знаниями необходимо не менее глубокое знание психического состояния человека. В процессе лечебно-диагностической работы он должен уметь распознавать все стороны психических явлений в норме и патологии, определять соотношения психического и соматического, применять психосоматический подход к здоровью и болезни. Это требование вытекает также из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1946) как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Таким образом, необходимо не только восстановление соматического здоровья, но и обеспечение оптимального психологического и социального функционирования больного. Биопсихосоциальный подход применим ко всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологическое равновесие и социальное функционирование человека. Он особо значим при хронических соматических и психических заболеваниях, психосоматических расстройствах и неврозах. Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, обусловливает быстроту и качество выздоровления.

В работе врача крайне необходимо знание основных психологических подходов, касающихся личности, существенно различающихся по своим концептуальным основам. На различных теоретических подходах основано разнообразие психологичес­ких воздействий с целью лечения больных или коррекции их поведения. Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и делать прогноз болезни.

Медицинская психология изучает вопросы психосоматики, использует психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Медицинская психология тесно связана со всеми клиническими дисциплинами, поэтому изучение основ психологии является одной из важнейших составляющих в профессиональной подготовке медицинского работника. Изучение особенностей психики больного, психологических основ врачебной деятельности, закономерностей межличностных отношений и общения, психологии лечебного процесса является важным разделом медицинской психологии.

На большинство заболеваний, как психических, так и физических, оказывает влияние сочетание биологических, психологических и социальных факторов. При психологическом подходе к заболеванию, использовании в диагностике и лечении заболеваний психологических методов обнаруживаются дополнительные ресурсы, способствующие выздоровлению. Самое непосредственное отношение к выздоровлению больного имеет, прежде всего, проблема психологии больного, ведущее место в которой занимает внутренняя картина болезни, т.е. субъективное восприятие болезни больным.

Читайте также:  Антикоагулянтная терапия - показания к назначению, применение

Концентрация внимания на соматической стороне протекания заболевания, вне анализа его психологического восприятия больным, сложность внутренней картины заболевания, ее многоаспектная обусловленность, амбивалентность переживаний пациента, многообразие отношений больного к заболеванию – все это способствует углублению противоречий между точкой зрения на заболевание врача и самого больного. Человек в ряде случаев рассматривает свою болезнь как трудноизлечимую, неизлечимую. Психология тяжелобольного человека – это мощный барьер между ним и врачом. Преодолеть эти противоречия и этот барьер возможно на пути психологического изучения внутренней картины заболевания.

С учетом внутренней картины болезни можно влиять на возможности выздоровления и улучшения качества жизни. Во время болезни в жизни пациента превалируют отрицательные эмоции. К ним относятся страх, тревога, депрессия, состояние фрустрации, стыд и ряд других. Врач должен уметь ориентироваться в состоянии больного по внешним проявлениям эмоций (мимика, жесты, поза, речь и т.д.). Возникшие у пациента негативные переживания (страхи, отказ от сотрудничества, отчаяние) необходимо корректировать, исправлять, формировать позитивное отношение к ходу и исходу заболевания, к лечащему врачу, медицинскому персоналу. Знание психологии, выявление типа отношения к болезни позволяют управлять мыслями, эмоцией, поведением больного.

Другая область применения психологии – проблема взаимопонимания пациента и врача. Знание психологии врачу необходимо для того, чтобы помочь больному стать участником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье. Больному, не выполняющему врачебные назначения, трудно добиться устойчивого терапевтического результата. Сотрудничество больного с медицинским работником в процессе лечения является одним из основных условий успеха диагностических и лечебных мероприятий. Отношения с пациентом нужно строить на основе взаимного доверия и взаимной ответственности.

Сотрудничество с больным не достигается в большинстве случаев в связи с деонтологическими нарушениями со стороны врача. Специфические отношения, возникающие между врачом и больным, традиционно изучаются в медицинской этике, а именно в одном из ее разделов – деонтологии, науке о должном. Из представлений о должном складываются нравственные требования, а применительно к врачу они выступают в качестве его обязанностейи общих правил поведения.

Связь между этикой и психологией очень тесная. Если этика разъясняет нравственное значение тех или иных моральных качеств, действий и поступков, то психология раскрывает их психологическую природу и условия формирования, поэтому нужны серьезные психологические знания в этой области. Важнейшее нравственное требование к личности медицинского работника – человеколюбие (гуманизм). Чувство долга является основной чертой личности медицинского работника и обязывает врача делать все качественно и безукоризненно.

Успешность лечебного процесса в значительной мере зависит от профессионального поведения медицинского работника. Врач должен хорошо знать особенности своей эмоциональной сферы, ее сильные и слабые стороны. Необходимо уметь владеть своими эмоциями, дозировать их в нужное время и в адекватной ситуации. Большую помощь в работе оказывает способность сочувствовать, сопереживать другому человеку без опоры на речевые компоненты. Следствием вредного психического воздействия врача на больного может быть психогенная ятрогения. Ведущей причиной возникновения соматических ятрогений, возникающих вследствие вреда, нанесенного лекарствами, механическими манипуляциями, являются врачебные ошибки ввиду проявления безответственного поведения.

Врачебная деятельность сопряжена с большими психоэмоциональными нагрузками, поэтому обязательна профилактика собственного здоровья. Негативное влияние на него оказывают многочисленные факторы. Среди них наиболее опасны хронические стрессы и фрустрации. Нередко в лечебном процессе возникают стойкие негативно окрашенные эмоциональные отношения между пациентом и врачом: ненависть, агрессия со стороны больного, а иногда и коллег. Это требует от врача выработки у себя адекватных защитных механизмов личности, умения владеть собой в трудных ситуациях. Неконструктивное взаимодействие врача с конфликтными больными, их родственниками может привести к так называемому синдрому эмоционального выгорания.

Наряду с этим психология больного включает такую важную проблему, как работа с безнадежными больными, которая тесно связана с вопросами умирания и смерти, страха и тревоги больного, переживающего свою болезнь. Особую проблему составляет работа с детьми.

Следующая значимая для врача проблема – это отношения в медицинском коллективе, между врачами и обслуживающим персоналом, подчиненными и руководителями. Специфика данной проблемы состоит в строгой иерархии взаимоотношений между всеми участниками медицинского коллектива. Проблема коллектива, особенно психологического климата в нем, становится одним из значимых факторов успешного исцеления больного.

В организации нормального лечебного процесса важной является проблема взаимоотношений между врачом и родственниками больного. Учет психологических особенностей людей и работа с ними по созданию положительного психологического климата должна вестись постоянно. Психологические эффекты при попадании в клинику носят название «синдром госпитализации». Здесь особенно вероятны конфликтные ситуации, требующие от врача и выдержки, и терпения, и умения разрешать их, а еще лучше – предупреждать.

Таким образом, анализ профессиональных отношений врача показывает, насколько психологизирована его деятельность, как высоки требования к личности врача. При самом беглом взгляде на профессиональную деятельность врача становятся понятными роль и значение его психологической подготовки.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 9356 . Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Эксперты У каждой дорогой таблетки есть более дешевый аналог; Российская газета
Немозол в Москве Название препаратаСтрана производительДействующее вещество (МНН)Нет аналогов Название препаратаСтрана производительДействующее вещество (МНН)Гелмодол-ВмВеликобританияАлбендазолСаноксалИндияАлбендазол Препараты Немозол Инструкция Владелец регистрационного удостоверения:...
Эгилок — аналоги препарата по действию и составу, чем отличается Эгилок от Эгилок С
Что лучше: Эгилок или Метопролол Тева Эгилок Метопролол Тева Исходя из данных исследований, Метопролол тева лучше, чем Эгилок. Поэтому мы...
Эднит – инструкция по применению, кому показан и когда противопоказан препарат, дозировка, аналоги
Инструкция и показания к применению препарата Эднит Эднит – это антигипертензивный препарат кардиологического профиля. Механизм действия направлен на снижение периферического...
Эксперты экспресс-тесты на ВИЧ не популярны в РФ из-за их неточности — РИА Новости
Экспресс-тесты на ВИЧ дома и в учреждениях здравоохранения Экспресс тест на ВИЧ используется в случае, когда результат надо получить быстро....
Adblock detector