Эволюция вида и врожденные инстинктивные программы поведения

Виды инстинктов у человека

Социальное поведение человека обусловлено биологическими аспектами. С точки зрения этологического подхода человека можно рассматривать как групповое животное, безусловно, ни в коей мере при этом не отрицая всего того, что отличает человека от животных. Однако, если мы будем закрывать глаза на специфику поведения современного человека, обусловленную его биологической природой, то мы не сможем в полной мере, используя средства градоустройства, стремиться к тому, чтобы городская среда могла по максимуму соответствовать потребностям человека.

В социальной организации высших животных ведущую роль играют иерархические процессы, связанные с перераспределением властного ресурса и борьбой за ранговый потенциал.

Этологи считают, что в основе властных отношений человека лежит поведение, обусловленное животными инстинктами, доставшимися в наследство от стадного поведения шимпанзе, орангутангов, горилл и других приматов. Структура соподчинения особей в иерархии зависит от уровня их агрессивности, мера агрессии уменьшается в направлении сверху вниз. Иерархическую структуру также можно рассматривать и как ограничитель агрессии – доминантная особь подавляет конфликты между особями низших рангов, и как мотив для агрессии, проявляющейся в борьбе за статус.

Человек городской в массе своей движим желанием занять более высокое положение в социальной иерархии. Стремление обрести определенный социальный статус и в дальнейшем его еще повысить является одним из ведущих жизненных мотивов современного горожанина. Высокий темп жизни связан, прежде всего, с попытками повышения статуса, отсюда идет трудовая перегрузка, непременная направленность на карьерную успешность, сокращение времени, проводимого в кругу семьи, и, как следствие этого, уменьшение внимания, уделяемого супружеским и родительским ролям, неизбежная интенсификация досуга, так как уменьшаются временные затраты, отведенные на него.

Поскольку жизнь в крупном городе отличается большим скоплением людей, то с ними со всеми невозможно выстроить личные иерархические отношения. Тогда крайне важное значение приобретают символы, указывающие на ранговый потенциал индивида. К ним можно отнести наличие собственного бизнеса или успешной карьеры, престижную недвижимость, деньги, акции, ценные бумаги и другую собственность, которую по количественным критериям легко сравнить с чужой собственностью.

Социальное положение индивида считывается по мельчайшим деталям: по его одежде, манере речи и, конечно, по такому существенному знаку, как автомобиль. Повышение рангового потенциала – процесс трудозатратный, более простым является имитирования статуса. Тенденцией последнего времени становится не только борьба за статус, но и усилия, направленные на имитацию превосходства.

Имитация статуса – это внешний признак социального превосходства, без внутреннего содержания. Статусное положение определяют вещи, обладание которыми человек может себе легко позволить, которые демонстрируют его социальное превосходство и, в конечном счете, указывают на его влияние и власть над другими индивидами. Для имитации статуса индивид приобретает те вещи, которые он на данном уровне своего социально-экономического положения не может себе позволить, но прилагает экономически затратные, иногда авантюрные усилия, чтобы иметь данную вещь, основной функцией которой будет создание нужного имиджа. Эту функцию лучше всего иллюстрирует поговорка: «Пускать пыль в глаза». Охота за статусом требует от человека городского столь полной самоотдачи и вовлеченности, что порой не оставляет ему времени больше ни на что другое [1, с. 74].

Иногда для имитации статуса используется более легкий, хотя и не такой зрелищный способ, связанный с престижностью досуга. «Дорогие» формы проведения досуга требуют двух основных ресурсов: денежных и временных затрат. К примеру, досуг яхтсмена представляет собой крайне дорогой вид времяпрепровождения, который может себе позволить только очень ограниченный круг лиц, но сымитировать данный статус, порой не отдавая себе в этом отчет, пытается гораздо большее количество индивидов, на что указывает традиционная популярность дорогих эксклюзивных мужских хронометров в стиле «marine», имеющихся в каталогах всех самых известных часовых производителей. Понятно, что даже очень дорогие часы яхтсмена приобрести значительно проще, чем саму яхту. Также свободный стиль одежды служит указанием на социальный статус индивида и на меру его независимости. Не следовать дресс-коду могут позволить себе либо собственники бизнеса (а не наемные служащие корпораций), либо творческие люди «свободных профессий».

Как «животное политическое» (Аристотель), человек городской попадает в поле притяжения двух тенденций: группового сотрудничества и иерархического соперничества, которые выступают в качестве источника саморазвития вида. Необходимость находить баланс между противоположно направленными векторами групповой солидарности и конкуренции оттачивает приспособляемость человека к сложной городской среде. Если индивид не сможет найти равновесие между ними и будет придерживаться только одной из этих стратегий социального поведения, например, соперничества, то он не только скатится на самую нижнюю ступень групповой иерархии, которая в социобиологической терминологии называется «социальным дном», но и может быть полностью отторгнут «нормальным» городским сообществом, имея возможность существовать только в маргинальных социальных группах.

Примером таких маргинальных групп является субкультура гопников. Есть попытки поиска у определения «гопник» городской этимологии, так как данная субкультура, как, впрочем, и субкультуры вообще, представляют собой типично городское явление. (Сложно представить себе жизнь гота, эмо или хипстера в деревенской среде – бабушки-соседки засмеют, да и работа механизатора или животновода не очень соотносится с таким внешним видом).

Субкультура гопников интересна тем, что наглядно демонстрирует стадную сплоченность индивидов, поскольку вымогательства, разбои, нападения на прохожих непременно происходят с участием всей группы. Нападают всегда на более слабых: стариков, женщин, бомжей, алкоголиков, либо на сильных противников, но уступающих по численности (ввосьмером на одного). Гопники находятся на нижней ступени иерархии городской социальной мобильности, представляют собой андеркласс и отдают себе отчет в том, что вертикальное социальное перемещение для них закрыто: по объективным причинам – ввиду отсутствия образования и профессионализма, по их субъективному ощущению – из-за жизненной несправедливости, которая персонализируется в отдельных более удачливых индивидах. Внутри группы соблюдается строгая иерархическая структура, состоящая из следующих элементов: доминант (лидер, «пахан»), нескольких субдоминантных индивидов (социальные роли «сильный», «умный», «хитрый») и рядовых членов («шестерки»). Тревожной тенденцией последнего времени является «растворение» гопников в толпе, приобретение городским анонимным сообществом некоторого трудноуловимого «гопнического оттенка», такого «лица необщего выраженья», гопнического поведения автомобилистов на дорогах и других проявлений [2].

Однако, не только агрессивное поведение, но и отсутствие навыков по отстаиванию своих интересов вкупе с другими социально-экономическими и социально-психологическими факторами также приводит индивида на «социальное дно». Бездомные, бродяги, нищие, беженцы, опустившиеся люди, обитающие на вокзалах, городских свалках, в заброшенных трущобах, уже не надеются в корне изменить свое социальное положение.

Профессор-орнитолог В.Р. Дольник приводит пример иерархических отношений голубей в стае, в которой нижнюю ступень пирамиды занимают особи-«подонки». «Подонки» – это птицы, которые уступают всем и во всем, их жалко, но такая жизнь сделала их весьма малоприятными. По своим качествам и внешнему виду они прямо противоположны доминантным особям. Они заискивают перед ними, страдают от трусости, зависти и нерешительности. Но под их заискивающим поведением перед вышестоящими особями, то есть перед всеми остальными членами стаи, скрывается сильная подавленная агрессивность. Внешний вид доминанта, субдоминантов и голубей-подонков очень отличается, последние выглядят опустившимися, неухоженными, грязными и взъерошенными, при этом напрямую их опрятность не связана с наличием пищи. Для того чтобы быть аккуратным и поддерживать гигиену, голубь должен тратить на свою чистку час времени ежедневно. Это вопрос не только эстетики, гигиена напрямую связана со здоровьем: грязные, неухоженные особи почти всегда больны и погибают значительно чаще, так как вовремя не избавляются от паразитов. Люди, населяющие городское «социальное дно», обладают такими же характеристиками. Они пассивны, их витальная активность снижена, а потенциальная агрессивность велика.

Читайте также:  Как правильно «носить» нефростому 2 ответов, 2 комментариев

Проблема городского вандализма может быть частично объяснена существованием «социального дна» и территориальным инстинктом, унаследованным человеком от его животных предков. Деградировавшие представители «социального дна» переадресовывают свою подавляемую агрессию неодушевленным предметам, ломая скамейки, взрезая чехлы автобусных сидений, пачкая лифты, опрокидывая урны, разбивая фонари, калеча надгробные памятники и предметы малой городской архитектуры. По количеству разбитых витрин, изуродованных памятников, сломанных лифтов и по другим актам бессмысленного вандализма можно составить представление о величине «городского дна» [3, с. 209-210].

Территориальный инстинкт включает процесс присвоения участка, для указания принадлежности животные метят территорию. Маркировка может быть разной: визуальной, звуковой, химической (обонятельной), тактильной.

Человек превосходит всех остальных представителей животного мира по виртуозности маркировки территории. Пик человеческой деструктивной маркировочной агрессивности приходится на подростковый возраст. В своем приватном пространстве подростки разбрасывают вещи, оклеивают стены плакатами, заполняют комнату сувенирами. В городском публичном пространстве совершают акты вандализма, реализуя маркировочную агрессию. Формы маркировки бывают совершенно животные – метка территории мочой, окурками и плевками, громким шумом. А разбитые лампочки и сломанные скамейки аналогичны знакам молодых шимпанзе, которые, отмечая свое присутствие, обдирают молодые деревья. Подростковые метки всегда достигают своей цели, оповещая окружающих о том, что они были в этом пространстве, вызывая гневную реакцию со стороны взрослых и скрытое восхищение других подростков [4].

Д. Моррис выделяет у людей следующую форму агрессивности, доставшуюся нам в наследство от приматов, – территориальную оборону семейной ячейки внутри более крупной групповой ячейки. Приватное городское пространство предназначено для использования одной семейной ячейкой, никакие социальные эксперименты по расселению людей в общины и коммуны с совместным использованием жилого пространства не дали результатов. Вид больших и малых городов обусловлен древней потребностью расчленять свои группы на мелкие семейные территории в виде отдельных квартир или отдельно стоящих зданий, окруженных оградой. Демаркационные линии семейных территорий не нарушаются, как и у других территориальных животных. Также такая территория должна отличаться от других, персонифицироваться, отвечать нуждам конкретной семьи, в ней проживающей. Этот факт часто недооценивается архитекторами, не принимающими в расчет биологическую природу человека.

Во всех крупных и малых городах мира строят бесконечные ряды похожих друг на друга домов с совершенно одинаковыми типовыми квартирами. Люди, вынужденные жить в таких условиях, испытывают сильный неосознаваемый дискомфорт, уменьшая его следующим образом: реже – окрашивая стены домов в разные цвета, делая их отличающимися друг от друга, разбивая непохожие друг на друга скверики и мини-парки, чаще – заполняя внутреннее пространство своего жилья личными предметами, декоративными изделиями, безделушками [5]. Такое поведение сами люди объясняют стремлением создать уют, этологи же объясняют это инстинктивным желанием пометить свою территорию.

Социобиологический подход различные феномены человеческого поведения объясняет их инстинктивной детерминацией (при этом во многом упрощая и редуцируя сложные духовные явления). Территориальным инстинктом объясняются патриотизм, космополитизм и ностальгия. Биологические корни патриотизма уходят в отношения человека с конкретной зоной его происхождения и обитания, в которой был достигнут оптимальный уровень адаптации к среде, способный стимулировать инстинктивное влечение к ней, что, собственно, и является биологическим базисом любви к родине, то есть в основе патриотизма лежит территориальный инстинкт, общий и для животных, и для человека.

Ностальгия понимается как обострение патриотического инстинкта, вызванное пребыванием вдали от родины, усиливающееся пропорционально времени удаления. К нарушениям инстинкта патриотизма относятся гипопатриотизм, апатриотизм (ослабление патриотизма вплоть до полной его утраты), гиперпатриотизм (чрезмерное усиление патриотизма) и парапатриотизм (искажение патриотизма). Космополитизм с этологической точки зрения – это один из вариантов гипопатриотизма, при котором полностью разрушается базисный комплекс территориального поведения, вырабатывается способность оптимальной адаптации к любому географическому региону и социуму и редуцируется влечение к прежнему месту обитания [6].

К. Лоренц ностальгию объясняет взаимодействием факторов, сохраняющих постоянство культуры, и факторов, разрушающих или перестраивающих ее. В одно и то же время, когда неодолимое влечение к странствиям тянет человека вдаль, можно заметить возникающую тоску по дому, которая с возрастом становится все более сильной [7]. Общий смысл такой: чем дальше ушел, тем сильнее тоскуешь.

Стоит отметить, что этологическая трактовка ностальгии, любви к родине, патриотизма и космополитизма вызывает некоторое внутреннее напряжение и несогласие, даже если видишь наличие веских оснований для такой объяснительной схемы. Однако весьма остроумной представляется интерпретация следующего неблаговидного явления с этологической точки зрения: проблемы замусоривания территории, особенно наглядной весной, в момент таяния снега. Под окнами пятиэтажных домов, стоящих на городских окраинах, обнажаются залежи мусора, некоторые жители домов, не давая себе труда дойти до мусорных контейнеров, выбрасывают мусор прямо из окон. Некоторые делают это даже с некоторым «намеком на цивилизованность» – выбрасывают в пластиковых пакетах для мусора.

Д. Моррис в бестселлере «Голая обезьяна» отмечает следующую особенность образа жизни приматов. Охота не является для обезьян основным способом добычи пропитания, как у хищников. Своего логова они не имеют, живут на деревьях, где питаются фруктами и плодами, едят на протяжении всего дня, так как неподвижная пища всегда на месте и легко доступна. Животным необходимо только перемещаться от одного места кормежки к другому, навыков чистоплотного поведения в своем логове, как хищники, они не имеют, поскольку кочуют с одних крон деревьев на другие. Их экскременты, остатки съеденных плодов просто падают вниз, а так как обезьяны постоянно перемещаются и каждую ночь меняют свои гнезда, то сильно замусорить территорию им не удается.

Кажется, что у опустившихся жителей пятиэтажек, замусоривающих среду своего обитания, каким-то образом остался этот атавистический поведенческий шаблон: они используют способ приматов избавляться от мусора, просто сбрасывая его вниз с высоты своего «гнезда на пятиэтажном дереве», только беда в том, что в скученном пространстве города возможности постоянного перемещения по кронам деревьев они лишены, и «плоды» их жизнедеятельности каждую весну оповещают о том, что на этой территории и правда живут «голые обезьяны». Как известно, инстинкт эффективен для выживания вида, если жизнедеятельность происходит в неизменной среде, в данном случае среда существенно изменилась, но часть особей еще не приспособилась к этим изменениям. Для формирования поведенческих навыков (в этом конкретном случае – гигиенических), позволяющих существовать в изменяющейся среде, необходима культурная передача поведенческих признаков, которая ими не была усвоена.

Общественная жизнь homo urbanus представляет собой структуру взаимодействия инстинктивных и социально обусловленных способов поведения. Человеческое поведение территориально обусловлено, что представлено разными поведенческими актами, реализуемыми людьми в городском публичном пространстве и в городском приватном пространстве. Возрастание внутривидовой агрессии и конкуренции, в свою очередь, является мощным стимулом для выработки культурных механизмов, нейтрализующих территориальную агрессию и позволяющих человеку городскому существовать в мире со другими членами городского сообщества.

Социобиологическая трактовка человека городского, возможно, далеко не всегда представляет тот образ человека, который был бы ему комплиментарен. Однако она четко подчеркивает, что неусвоенность норм и ценностей городской культуры приводит к невозможности личности найти свое место в социуме, к маргинализации и деградации индивида. Без городской культуры невозможно выживание и развитие городского социума. В социобиологическом аспекте городская культура выступает основным условием выживания индивида и общества.

Читайте также:  Ципрофлоксацин побочные эффекты, действия, реакция на препарат

Что такое инстинкты человека

В человеке борются две силы: биологическая и социальная. Игра разума, общественных норм и инстинктов не закончится никогда. Инстинкт самосохранения, защиты, размножения, материнский инстинкт и много каких еще против воспитания и культуры. Что же такое инстинкты, можно ли управлять ими? Узнайте из статьи.

Что такое инстинкт

Инстинкт – врожденные стереотипы поведения, способ реагирования на конкретные условия среды. У животных врожденных паттернов поведения много: ходьба, охота, вскармливание потомства, характерное для вида речевое взаимодействие. А есть ли инстинкты у человека? Ребенка всему нужно учить: ходить, говорить, ложку держать. И это лишь базовые навыки.

Вот птицы, например, на подсознательном уровне умеют строить гнезда. Кто-то из новорожденных детей знает, что такое квартплата, или как строить дом? Нет, хотя полезный был бы инстинкт.

Инстинкт – генетическая программа биологического вида, заложенная при рождении в психике индивида. Подумайте, дано ли людям при рождении что-то, характерное только для вида Человек разумный. Нет. Без заботы, внимания и помощи взрослых новорожденный погибнет в течение суток.

Инстинкты – паттерны поведения, которым не нужно учить. Человека нужно обучать всему, что свойственно его виду.

Однако у человека сохранены некоторые животные инстинкты. Малыши могут ползать, руками есть пищу. Правда, вряд ли без мамы доживут до этого момента. Если родители не занимаются ребенком, то он так и остается животным. В психолого-педагогической науке их называют детьми-маугли.

Рефлексы

Рефлекс – механизм реализации инстинкта. По сути, инстинкт – комплекс безусловных рефлексов. Человеку при рождении дается 15 рефлексов. Они подразделяются на три группы: оральные, двигательные, хватательные. Большая их часть отмирает в течение первого года жизни ребенка.

Жизненно важными становятся другие рефлексы – условные, приобретенные в результате научения. Мы осматриваемся по сторонам, переходя дорогу, не из-за инстинкта самосохранения, а потому что нас научили. Одергиваем руку от горячего чайника, потому что когда-то обожглись.

А еще подключается разум. Люди понимают, что рожать каждый год нецелесообразно. Да и вообще, многие отдают предпочтение карьере и личностному росту. Социальная часть подавляет инстинкты.

Из безусловных самым влиятельным инстинктом остается разве что «стадный». Человеческая толпа поддается ряду механизмов, в числе которых заражение, подражание. Чувство общности или стадности способно превратить группу в хаотичную толпу, лишить человека индивидуальности.

Биологическое и социальное в человеке

В отношении человека принято говорить не об инстинктах, а о видовой памяти. Она бывает генетической, передаваемой от поколения к поколению и культурной – наследие общества.

Если какие-то инстинкты и присутствуют, например, агрессии, сексуальности, то социум купирует их. Так, моногамия – результат социализации, окультуривания личности.

Животные инстинкты в человеке включаются тогда, когда неудовлетворены первичные биологические потребности: еда, безопасность, сон, жилье, секс. Конечно, с инстинктами начинает бороться сознание, усвоенные нормы, ценности, культура.

Согласно теории Уильяма Мак-Дугалла, у человека сохраняется несколько инстинктов:

  • бегство при страхе;
  • отвращение, непринятие;
  • гнев, часто при страхе;
  • смущение;
  • воодушевление;
  • родительский;
  • пищевой;
  • стадный.

Почему же тогда, например, материнский инстинкт возникает не у всех женщин? Психотерапевты утверждают, что кормление ребенка, общение с ним в первые сутки после родов запускает материнский инстинкт. Если контакт случился позднее, то инстинкт не проявится. Вероятно, и другие инстинкты проявляются при определенных условиях.

В других теориях классификация человеческих инстинктов дополняется такими типами:

  • продолжение рода;
  • альтруизм;
  • доминирование;
  • исследование;
  • свобода.

На мой взгляд, главных инстинктов у человека остается три.

Три главных инстинкта человека

В процессе развития у человека сохраняются 3 главных инстинкта:

  • сексуальный,
  • власть,
  • самосохранение.

Эти точки используют СМИ для манипуляции сознанием. Вспомните, на что чаще делается акцент в рекламе: успех, безопасность, богатство, привлекательность.

В процессе социализации инстинкт сексуальности и власти подавляется. Культивируется инстинкт самосохранения. Но разве эти три вида не связаны между собой? Самосохранение – это и продолжение рода, и половая самореализация, и профессиональное становление. Так что опорных направлений все-таки три.

Инстинкт самосохранения базируется на страхе. Этим тоже успешно пользуются СМИ. Вы замечали, как много негативных репортажей в новостях? Неужели все так плохо в мире? Нет. Это управление человеческими инстинктами, запугивание. Страх тормозит, сковывает руки и ноги.

А вот инстинкт власти и секса мотивирует, заставляет двигаться вперед, развиваться. Именно поэтому при знакомстве люди готовы горы свернуть ради потенциального партнера. Или в работе, видя перспективы руководства, рвутся вперед.

Нередко инстинкты власти и секса одерживают верх, притупляя третий главный инстинкт. Однако не все так просто. Каждый инстинкт таит страх. Человек, движимый только инстинктами, иррационально мыслящий, в итоге погибает.

Инстинкт управляет человеком. Создает почву для манипуляций со стороны. Еще Фрейд говорил, что миром правят жажда власти, секс и чувство голода. По-моему, и сейчас активность людей всегда сводится к трем этим пунктам.

Виды и примеры основных инстинктов человека

Об инстинктах чаще всего мы говорим, если речь идёт о животных. Многие их инстинктивные нормы поведения запрограммированы от рождения.

Самый известный пример: кошка, после того как совершит акт дефекации, инстинктивно роет задними лапами землю, чтобы закопать следы своей деятельности, иначе её пребывание на этой территории будет обнаружено врагом или потенциальной жертвой.

То же самое, только передними лапами, делают собаки, особенно в щенячьем возрасте, пытаясь спрятать про запас косточку, которая ещё не догрызена.

Любопытно, что то же самое они могут проделывать и на деревянном полу, где закопать ничего нельзя. Но именно инстинкт диктует норму поведения, и животные ей неосознанно подчиняются.

Инстинкты есть и у человека, хотя мы считаем себя высшей формой разума, и часто уверены, что наши поступки — следствие только нашей мозговой деятельности, и ничего другого.

Что это такое?

До сих пор это понятие трактуется различными научными течениями по-разному, а уж применительно к человеку оно и вовсе настолько усложнено, что без определённой подготовки не разобраться.

Одно из первых относительно точных определений инстинктам дал Уильям Джеймс.

Он определил инстинкт, как способность действовать так, чтобы достигать определённых целей без предварительного обучения и анализа ситуации.

Простой пример: паук плетёт сеть. Он делает это, благодаря врожденному инстинкту добывания пищи, и это насекомое нисколько не заботит математическое соотношение длины и формы отдельных узоров, однако это соотношение явно присутствует.

И это способность — лишь паука. Скажем, человек, при всей его разумности и образованности, способен сплести нечто подобное после длительных расчётов и проб.

Гегель и вовсе называл инстинкт неосознанным мышлением, это отчасти верно, но тут многие не согласны, ставя инстинкты ближе к рефлексам, а не к способности соображать.

Таким образом, инстинктивность, — это, чаще всего, поведение, смысл и особенности которого уже заложены природой и их не следует осмыслять.

А инстинкт — это совокупность врождённых тенденций и стремлений, которые выражаются в форме автоматического поведения.

Есть ли они у человека?

Они есть, с этим учёные не спорят, только некоторые называют их врождёнными двигательными способностями, правда, это не совсем точно.

Врождёнными могут быть и рефлексы, а они от инстинктов отличаются.

Рефлекс — это реакция живого существа на внешний раздражитель.

Они бывают двух видов:

  • безусловные заложены с самого рождения: мы практически неосознанно одёргиваем руку, коснувшись чего-то горячего или при воздействии электрического тока, вытягиваем руки в сторону падения и т п;
  • условные приобретаются в течение жизнедеятельности (тут все, конечно вспомнят опыты академика Павлова), у людей они развиваются тоже, например, зайдя в тёмную комнату, мы рефлекторно тянемся к выключателю и зажигаем освещение.
Читайте также:  Эритроциты в крови - что это Почему важен уровень эритроцитов

Инстинкты человека являются его видовыми признаками и отличаются от инстинктов животных.

Можно для примера взять, скажем, инстинкт продолжения рода. У всех существ с мужскими и женскими особями брачный период начинается со стремления самца привлечь самку или наоборот.

У животных этот процесс проще. Скажем, тетерев на токовище исполняет определённый танец, который говорит самке, что он, образно говоря, желает с ней познакомиться. То же самое делает и соловей, исполняя определённую призывную трель.

И танец, и пение птицы в данных случаях никогда не меняются, это ритуал неизменный.

Теперь давайте вспомним, на что способен человек, чтобы привлечь понравившуюся ему женщину и создать с ней семью.

Вариантов бесчисленное множество, мышление тут работает, что называется, на всю катушку, но всё равно это — проявление всё того же инстинкта, только на более высоком уровне.

Теория

Некоторые учёные считают, что у человека инстинктов нет вообще, есть только рефлексы и врождённая способность к определённым действиям в определённой ситуации. Но это, по сути, и есть инстинкт, только термин несколько расширен.

Теория инстинкта у человека и животных выделяет несколько его особенностей:

  • инстинктивное поведение не требует предшествующего научения;
  • оно видотипично (это, в большей мере относится к животным) — каждый вид имеет свою, генетически запрограммированную норму поведения;
  • поведение на уровне инстинктов не только заложено генетически, но развивается вместе с развитием человека.

Относительно последнего утверждения существуют разные мнения. Некоторые считают инстинкты человека только врождёнными.

Но большинство учёных сходятся к мысли, что они могут и приобретаться в зависимости от рода деятельности, места обитания и поведения окружающих.

Приобретённые инстинкты не являются первичными инстинктами, но могут закрепляться в сознании человека так же прочно.

Структура инстинктивного поведения

Учёный У. Крейг высказал однажды предположение, что поведение животного зависит не только от определённых раздражителей, но и от внутренних потребностей организма.

На этой основе он выделил 3 компонента инстинктивного поведения:

  • влечение, стремление к определённому действию;
  • поиск;
  • заключительное действие.

Инстинкт он классифицировал, как врождённую способность к определённым действиям, а инстинктивное поведение обозначил, как процесс, происходящий не только с использованием инстинктов, но и с адаптацией к конкретным условиям существования и с наличием жизненного опыта.

Например, способность ориентироваться в пространстве у животных (да и у человека тоже) заложена генетически, но стереотип определённых движений этого ориентирования формируется постепенно. Для этого необходимы уже соответствующие навыки.

Физиологический механизм

Павлов считал, что по своим физиологическим механизмам инстинкты являются сложными безусловными рефлексами.

Различают следующие свойства инстинктов на уровне физиологии:

  • они наследуются в пределах одного вида;
  • для их проявления необходим внешний раздражитель или определённые условия;
  • они имеют постоянную рефлекторную дугу.

к содержанию ↑

Виды инстинктов: список и характеристика

По развёрнутой классификации инстинкты подразделяются на следующие группы:

    жизненно важные, — сюда относятся пищевые инстинкты, питьевой, оборонительный;

Это самые сильные инстинкты, они являются основными, впрочем, инстинкт продолжения рода к основным отнести тоже можно.

  • ролевые, — самые яркие здесь родительский и половой;
  • саморазвития, — игровые, исследовательские и пр.
  • Самосохранения и выживания

    Он характеризуется следующими проявлениями:

    • регулярное утоление голода;
    • при холодной температуре инстинкт самосохранения заставляет человека искать тёплую одежду или помещение;
    • в сильную жару, наоборот, возникает потребность спрятаться от солнца;
    • вооружение для защиты от нападений;
    • лечение в случае заболевания.

    Большинство таких инстинктов являются природными, но, в отличие от животных, человек способен ими управлять.

    В принципе, если верить теории Дарвина, многие подобные звериные инстинкты и достались людям от животных, только выглядят они мягче.

    Отсутствие инстинкта самосохранения привело бы человека к неизбежной гибели. Хотя, бывают экстремальные ситуации, когда отключение инстинкта самосохранения может спасти жизнь самому человеку или кому-нибудь рядом.

    Например, спасаясь от смертельной погони, преследуемый способен прыгнуть с обрыва в реку с большой высоты.

    Особенно ярко инстинкт выживания проявляется у человека в экстремальных ситуациях.

    Ради выживания, люди способны изменить режим и качество питания, ограничить потребление воды, укрываться от непогоды или природных катаклизмов в любых, хоть немного приспособленных, помещениях.

    Пример Робинзона Крузо — у всех на слуху, хотя это и вымышленный литературный персонаж.

    Размножения и сохранения вида, материский

    Половой инстинкт считается одним из самых сильных, если не доминирующим. На самом низком уровне половые отношения рассматриваются, как удовлетворение базовых физиологических потребностей.

    Но на высоком уровне он проявляется в очень сильных взаимных чувствах мужчины и женщины.

    Инстинкт размножения соседствует с предыдущим, но не всегда является его продолжением.

    Некоторые люди до самой старости не хотят иметь детей, но это отклонение уже, скорее, психическое, чем интуитивное.

    Именно размножение позволяет людям и животным сохранять свою популляцию, нарушение этой цепочки может привести к вымиранию вида.

    Например, австралийские фламинго спариваются только в сезон дождей. Глобальное потепление поставило этих птиц буквально на грань вымирания.

    Инстинкт материнства тоже в этой группе. Женские особи и людей, и животных заботятся о своём потомстве, вскармливают их грудью, защищают.

    Любопытно, что инстинкт материнства может проявиться и при вскармливании чужого ребёнка, а у животных — даже представителя другого вида.

    Например, известны случаи, когда утка выращивала цыплят курицы, а пума вскармливала обыкновенных котят.

    Охотничий

    С древнейших времён мужчины добывали пищу, а женщины были хранительницами очага и воспитателями маленьких детей.

    Отсюда и стремление многих сегодняшних мужчин к охоте и рыбалке.

    Правда, этот инстинкт развит тоже не у всех, многое зависит от примера отца, деда, старшего брата или друга.

    Смерти

    По мнению некоторых учёных, он тоже присутствует в человеке и в определённых ситуациях проявляется. Зигмунд Фрейд определил инстинкт подобного рода, как естественное стремление человека к первоначальному своему состоянию, то есть, просто к форме материи, а не тела в частности.

    Теория инстинкта смерти по Фрейду, как и многие исследования в области психологии, имеют многочисленных последователей.

    Доминирования и власти

    Напрасно думать, что стремление к власти и к управлению другими людьми — инстинкт чисто человеческий. Он присутствует и в группах животных.

    Обычно вожаком стаи становится самый физически сильный самец, но у людей обычно этому способствует умственное развитие.

    Например, Наполеон был откровенным коротышкой, а Рузвельт — инвалидом в коляске. Но это не мешало им руководить странами.

    Социальные

    Есть инстинкты социальные, например, альтруизм.

    Это — способность заботиться о других, вплоть до самопожертвования.

    Разумеется, такой инстинкт выражен не у всех, к этому нужно иметь душевную предрасположенность.

    Например, чтобы неустанно молиться за других людей, некоторые верующие уходят в монастырь. А кто-то открывает приюты для бездомных животных буквально на волонтёрских началах.

    Свобода и независимость — тоже проявление социальных инстинктов. Причём, выражается она уже в младенчестве, когда ребёнок может не давать себя пеленать или насильно кормит. Позже человек научается подчинять своё стремление к независимости общим интересам.

    Все инстинкты связаны между собой.

    Конечно, одними инстинктами объяснять поведение человека нельзя, хотя такие теории и существуют. Человек должен уметь ими управлять, именно тогда он способен в полной мере состояться, как личность.

    Есть ли у человека инстинкты? Другая версия:

    Ссылка на основную публикацию
    Шишка на щеке с внутренней стороны рта у взрослого (мягкий нарост, уплотнение) что это, симптомы, по
    Образование во рту на щеке Рак полости рта – злокачественная опухоль, которая поражает какую-либо часть слизистой ротовой полости, включая щеки,...
    Шелушится кожа на ладонях причины, почему облазит и чешется в области рук, от чего слезает у ребенка
    Почему у ребенка шелушатся ладошки — устранение шершавости Руки – это та часть тела, которая в большей степени, чем все...
    Шелушится кожа на лице с легкостью избавляемся от проблемы — КомиОнлайн
    Почему шелушится кожа на лице и что с этим делать Узнайте, когда выбрасывать крем, а когда идти к врачу. Всё...
    Шишка на яичке у мужчин фото, причины и лечение мошонки
    Шишка на мошонке у мужчины: возможные причины и методы лечения Причиной появления шишки на мошонке у мужчин могут служить несколько...
    Adblock detector