Слух у новорожденного ребенка — как он развивается

Как развивается слух у детей до года?

Как развивается слух у детей, что является нормой, а на что требуется обратить внимание — рассказывают врачи центра «Я слышу!».

Когда ребенок начинает слышать?

Воспринимать звуки ребенок учится еще до рождения. Способность различать звуковые сигналы появляется у плода на 15-20 неделях развития.

Начиная с 26 недели развития, малыш уже реагирует на звуки, доносящиеся извне. При этом низкочастотные сигналы плод различает лучше, чем высокочастотные. После 32-й недели беременности малыш начинает поворачивать головку в сторону источника звука.

Как диагностируют слух у младенцев?

Когда малыш появляется на свет, его слуховой аппарат уже сформирован. Наружное, среднее, внутреннее ухо — все как у взрослого.

У новорожденных детей в роддоме состояние слухового аппарата исследуют методом отоакустической эмиссии. В наружный слуховой проход ребенка аккуратно вводят тонкий зонд и проверяют, работают ли волосковые клетки внутреннего уха. Процедура не наносит малышу вреда и не доставляет никаких неприятных ощущений.

До 3 недель: реакция на громкие звуки

В первые 2-3 недели жизни ребенок уже реагирует на сильные звуки: он может испугаться и заплакать, просто вздрогнуть или удивленно распахнуть глаза.

От громких звуков также возникает так называемый рефлекс Моро, когда ребенок раскидывает в стороны полусогнутые ручки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Эта реакция сохраняется у малыша до 3-4 месяцев. Если ребенок абсолютно ничего не слышит, то он не прореагирует на громкие звуки рядом с ним.

Примерно в тот же период кроха начинает различать голоса родных — ребенок замирает, когда слышит речь матери или отца. Месячный младенец поворачивается на голос мамы, раздавшийся позади. В этом возрасте наличие слуха у ребенка проверяет педиатр, во многом ориентируясь на наблюдения родителей.

До 4 месяцев: поворачиваем голову на звук

Первое обследование у ЛОР-врача обычно проводят, когда малышу исполняется 3 месяца, перед прививкой от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

К 4 месяцам нормально слышащий малыш уже может довольно точно определять, с какой стороны идет звук. Он поворачивает голову в направлении музыкальной игрушки или родительского голоса. С течением времени ребенок начинает реагировать на звуковые сигналы все быстрее: если в 4-6 месяцев поворот головы по направлению звука занимает несколько секунд, то после 7 месяцев малыш поворачивает голову гораздо быстрее.

С 5 месяцев: слушаем и пытаемся говорить

Формирование слуха тесно связано с развитием речи. Как только ребенок начинает различать звуки, он пытается издавать их сам. Речь тут не столько о крике, сколько о так называемом «гулении».

При нормальном развитии слухового аппарата дитя начинает «гулить» в 2 месяца. К 4-5 месяцам «гуление» переходит в более осмысленный лепет. С течением времени этот лепет приобретает разные интонации — например, при появлении родителей становится более эмоциональным.

К 8-10 месяцам меняется «качественный состав» лепета. Ребенок произносит все новые и новые звуки. Это — признак успешного развития слуховой и речевой функций. При этом он уже хорошо определяет, откуда доносятся звуковые сигналы, поворачивается в сторону говорящего человека. Громкие звуки и голоса могут потревожить сон ребенка и даже вовсе разбудить малыша.

Год: произносим первые слова

Примерно в годик малыш уже произносит слова. Чаще всего они простые: «ма» — «мама», «па» — «папа», «ба» — «баба». В этом же возрасте малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор, который ведется при нем.

Чтобы убедиться, что слух у ребенка не нарушен, ему задают простые вопросы наподобие: «Где мама? А где папа? Можешь подойти к окошку? А принести мячик?»

Так как ребенок уже различает людей и предметы, такие вопросы обычно не вызывают затруднений. Можно попросить ребенка закрыть глаза, отойти от малыша на несколько метров и постучать в бубен или пошуметь погремушкой, а малыш покажет рукой в ту сторону, откуда должен идти звук.

Как развить слух ребенку?

Лучший звуковой фон для ребенка — это звуки природы. Морской прибой, щебет птиц, шорох листвы благотворно влияют на нервную систему ребенка. Если вы хотите сформировать у ребенка музыкальный слух, такое звуковое сопровождение вам поможет. Малыш скорее научится различать полутона и оттенки звуков различной громкости.

Развитие слуха у детей

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно . Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс. Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании. Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности . Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук . Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый. Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса . Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Читайте также:  Купить Аторис таблетки покрытые пленочной оболочкой 20 мг блистер №90 20 мг в аптеках Москвы, Владив

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно . Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения. Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка .

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается . Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни . Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений. Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение . Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу .

Слух тесно связан с развитием детей и их способностью общаться . Они используют слух, чтобы определить местоположение голосов и людей, получить утешение, приобрести знания и играть в игры. Все это можно наглядно наблюдать на различных этапах развития ребенка.

С самого рождения дети начнут реагировать на громкие звуки пробуждением или плачем . Они будут узнавать голос матери и научатся распознавать голоса других членов семьи или тех, кто с ними нянчится. Дети даже смогут адаптировать свой плач в зависимости от своих различных потребностей. Плач — единственное, чем малыши могут помочь себе, и поэтому они рассчитывают, что их крики будут услышаны и поняты взрослыми. Также младенцы успокаиваются или улыбаются, когда с ними разговаривают, в особенности их матери. Многие дети находят утешение в звуке голосов тех, кто с ними нянчится.

В возрасте примерно от четырех до шести месяцев у малышей начинает развиваться лучшее понимание звуков . Теперь дети начинают откликаться на изменение тона голоса, по-разному реагируя на строгие голоса и нежное воркование. Они начинают визуально соотносить шумы и источники звука и могут искать игрушки, издающие звук. Начинают проявляться реакции на музыку, смех, малыши даже могут начать лепетать, подражая речи.

К году у детей начинает формироваться словарный запас и совершенствуется понимание звуков . В этот период детское бормотание становится более связным, они пытаются копировать звуки окружающих их слов. Многие малыши вскоре осваивают простые слова, такие как «мама» или «мяч», и начинают распознавать свое имя. Они начинают слушать, когда с ними разговаривают, и поворачиваться к источнику звука. Возможно, малыши даже будут пытаться по-своему общаться, поднимая ручки, покачиваясь или что-то бормоча. Также дети используют звуки в играх, например в ладушках или ку-ку.

Если кажется, будто ребенок игнорирует звуки или не в состоянии проанализировать их, это может быть признаком ранней потери слуха . В таких случаях могут понадобиться скрининговое тестирование слуха и осмотр слухового канала.

Распознавание потери слуха у детей

Развитие ребенка в значительной степени зависит от его способности слышать . Слух необходим ему для общения, изучения речи и понимания мира вокруг него. Если слух затруднен или полностью отсутствует, вероятно, ребенку будет труднее научиться говорить и озвучивать свои нужды.

Дети с нарушением слуха могут демонстрировать следующее поведение :

  • не откликаться на свое имя ;
  • не поворачиваться к источнику звука ;
  • прикасаться или хвататься за уши из-за боли или шума ;
  • равнодушие к окружающим звукам или голосам .

Дети, научившиеся говорить, будут демонстрировать более явные признаки потери слуха, которые могут выражаться в следующем :

  • трудности в школе;
  • странная манера речи или модуляция голоса;
  • частые жалобы на боль в ушах или громкие шумы;
  • наблюдение за движением рта людей во время разговора (чтение по губам);
  • частое неправильное понимание слов, даже если их четко произносят или повторяют;
  • частое повторение «Что?» или «А?», даже если внимание сфокусировано на беседе;
  • сидение близко к телевизору, прибавление громкости или просьба включить субтитры;
  • отсутствие отклика на свое имя и осознания, что вы обращаетесь к ним .

Эти проблемы со слухом могут быть вызваны временными формами потери слуха, такими как ушные инфекции, или могут быть симптомом более серьезного заболевания . В число таких серьезных проблем входят такие состояния, как нарушение слухового восприятия или приобретенная потеря слуха .

Проблемы со слухом у детей

Проблемы со слухом у детей принимают три основные формы: врожденную, приобретенную и преходящую . Врожденные нарушения слуха проявляются с рождения и обычно выявляются рано. Приобретенная потеря слуха возникает после рождения и может быть вызвана травмой или заболеванием. Временную потерю слуха чаще всего вызывают возникающие ушные инфекции и закупорки евстахиевой трубы.

Врожденная потеря слуха обусловлена следующими факторами :

  • генетические нарушения, такие как аутосомно-рецессивная потеря слуха, которая является наиболее распространенной формой потери слуха генетического происхождения. Такое нарушение возникает, когда оба слышащих родителя имеют рецессивный ген потери слуха и передают его ребенку . Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по распространенности и возникает, когда родитель с доминантным геном передает его ребенку;
  • генетические синдромы, такие как синдром Тричера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ушера и другие;
  • недоношенность .
  • состояния, которые влияют на роды, включая краснуху, токсоплазмоз и герпес ;
  • осложнения при родах, такие как кислородная недостаточность или необходимость переливания крови;
  • наркотическая или алкогольная зависимость матери;
  • применение ототоксических лекарственных препаратов, включая НПВП и некоторые антибиотики .

Приобретенная потеря слуха может быть вызвана :

  • травмой головы;
  • нарушением целостности барабанной перепонки;
  • серьезными инфекциями (корью, свинкой, менингитом и коклюшем);
  • продолжительным воздействием громких звуков;
  • болезнью Меньера;
  • отосклерозом;
  • частыми или невылеченными ушными инфекциями.

Временную потерю слуха часто вызывают ушные инфекции, которые лечатся лекарственными препаратами и обработкой . Однако без лечения временная потеря слуха может превратиться в приобретенную потерю слуха.

Все формы потери слуха могут негативно влиять на развитие и слух ребенка . По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с остальными. Если вы начинаете замечать проблемы, отведите ребенка на скрининговое тестирование слуха. Даже если все в порядке, когда дело касается ушей вашего ребенка, лучше перестраховаться.

Читайте также:  Тест на беременность Clearblue; отзывы

Была ли вам полезна эта статья ? Если у вас остались вопросы о здоровье слуха или вы просто хотите больше узнать о том, как функционируют наши уши, вы можете ознакомится с архивом информационных материалов Signia Hearing . Мы пополняем эту подборку каждую неделю, поэтому подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей . Мы рассматриваем все темы, связанные со слухом, — от общих сведений до специфических материалов о слуховых аппаратах . Наши уши и то, как они функционируют, — предмет, требующий изучения, и цель Signia Hearing — дать ответы на как можно большее количество вопросов.

Ребенок в 3 месяца (календарь развития)

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Развитие тела и организма в три месяца

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).
Читайте также:  Как восстановить голос - полезные советы СЕГОДНЯ

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Советы молодым родителям

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

Чем занять кроху — игры с ребенком

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Ссылка на основную публикацию
Сладковатый запах изо рта у взрослого симптомы, причины возникновения, лечение и профилактика
Причины сладковатого запаха изо рта Сладковатый запах изо рта служит частым симптомом многих заболеваний. В половине случаев наблюдается поражение слизистой...
Скрининг на выявление врожденных заболеваний плода при беременности
Генетический риск осложнений беременности и патологии плода (F2, F5, F7, FGB, F13A1, SERPINE1, ITGA2, ITGB3, MTHFR, MTR, MTRR - 12...
Скрининг новорожденного зачем берут анализ крови у новорожденного из пятки О каких заболеваниях може
Скрининг новорожденных в роддоме Ожидание рождения ребенка – период и радостный, и волнительный одновременно. Будущие родители испытывают тревогу по поводу...
Сладкое на диете — инструкция, применение, отзывы
Козинаки — сладкая польза орехов. Почему не стоит отказываться от козинаков даже при диетическом рационе Говорят, козинаки возникли из случайного...
Adblock detector