Социальная тревожность; Mind

Как проявляется тревожность

Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.
Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
Тревожность как черта личности связана с генетическими свойствами функционирующего мозга человека, которые обуславливают повышенное чувство эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги.
Эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии у детей иногда могут быть вызваны неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, у которых нет возможностей для реализации своих притязаний. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных самооценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.
Главная задача состоит в том, чтобы привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо опустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.
Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.
Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.
Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:
1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.
4. Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.
6. Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.
7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.
Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации, правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.
Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.
Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка и взрослого носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. К установлению таких отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами ребенка, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в состоянии, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.
Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» и др.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность, неуверенность, отсутствие твердой опоры. Та же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок уходит в мир «фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.
Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д. Мальчики же бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.
Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Читайте также:  G04CA - Альфа-адреноблокаторы » Справочник ЛС

Тревожность

Тревожность — это естественная реакция на угрожающие ситуации и является своего рода функцией выживания. Тревожность может ощущаться в разной степени интенсивности, от неясного беспокойства до сильных телесных симптомов или панических атак, когда возникает ощущение, что вы можете упасть в обморок. Эпизод тревожности всегда проходит, но может вернуться.

Как проявляется тревожность?

Тревожность проявляется по-разному у разных людей и может быть более или менее интенсивной. В более лёгкой форме тревожность может ощущаться как волнение, беспокойство или чувство нереальности, как будто вы находитесь в «пузыре». Сильная тревожность может ощущаться физически. Может возникнуть ощущение, что вам трудно дышать, вы можете чувствовать давление в груди или может появиться учащенное сердцебиение. Если тревожность возникает быстро, и вы не готовы к такому развитию событий, она называется панической тревогой, а возникающее при этом состояние называется панической атакой.

Когда возникает тревожность, легко думать, что «это никогда не пройдёт» или «я схожу с ума». В этот момент важно помнить, что это не так! Через некоторое время тревожность всегда проходит, и это не опасное состояние, даже если вы в этом уверены во время эпизода.

Почему у меня возникает тревожность?

Тревожность может быть вызвана, например, мыслью или чувством, которое вас пугает или заставляет вас чувствовать себя под угрозой, бессильным, несчастным или никому не нужным. Иногда тревожность может быть связана с высокими требованиями, чувством стыда или вины. Часто может возникать мысль, что вы странный и с вами что-то не так.

Тревожность также может начаться, если вы чувствуете себя обманутым или покинутым. А также возникнуть, если вы рискуете потерять что-либо важное для себя, например, безопасность, статус или любовь.

Читайте также:  Ципролет – инструкция по применению, показания, дозы, аналоги

Что происходит в мозге, когда я испытываю тревожность?

Тревожность — это реакция центральной нервной системы, которую вы не можете контролировать самостоятельно. Реакция является своего рода сигнальной системой, которая срабатывает, когда мозг и нервная система реагируют на угрозу или опасность. Опасность не всегда должна быть реальной. Когда мозг посылает сигналы о том, что жизнь находится под угрозой, организм реагирует, и эту реакцию вы чувствуете как тревожность.

Чувствительность сигнальной системы у каждого человека может быть разной и варьироваться в разные периоды жизни. Степень тревожности нередко выше в подростковом возрасте и от 20 до 30 лет, но улучшается с возрастом. Усложнившиеся обстоятельства также могут повлиять на повышение тревожности.

Какое есть лечение?

Все лечебные практики против тревожности исходят из обучения, как с ней справиться. Этот метод называется подверганием и означает, что вы в безопасной ситуации постепенно учитесь справляться с тревожностью. Когда вы справитесь с тревожностью, то заметите, что через некоторое время она исчезнет. Тренировка способом воздействия помогает мозгу перенастроить чувствительность сигнальной системы и стать менее уязвимым для тревожности.

Насколько распространена тревожность?

Все люди когда-либо на протяжении жизни испытывают тревожность, кто-то чаще, кто-то реже. Хотя тревожность и очень распространена, мало кто открыто говорит об этом. Поэтому многие могут ассоциировать тревожность с такими чувствами, как стыд и чувство вины. Поскольку тревожность обычно не проявляется внешне, многие считают, что они одиноки в своём состоянии и это неоправданно затрудняет разговор о нём.

Многие люди скрывают, что страдают от тревожности, или притворяются, её нет. Чем больше вы пытаетесь её избежать, тем труднее будет с ней справиться.

Как я могу справиться с тревожностью и что я могу сделать сам?

При возникновении тревожности естественным способом возникает желание убежать, скрыться. Желание избежать дискомфорта свойственно человеку. Но тревожность не исчезает, если её игнорировать, а наоборот. Хороший способ справиться с тревожностью — это принять её, освоиться в новой ситуации и попытаться не избегать её. Если вы это делаете, эпизод тревожности обычно проходит быстрее, и в долгосрочной перспективе будет легче с ней справиться.

Полезно говорить о том, как вы себя чувствуете. Разговор часто является первым шагом, чтобы начать чувствовать себя лучше. Вы также можете узнать больше о тревожности, читая информацию о том, что это такое и как её можно лечить.

Стресс и тревожность часто сопутствуют друг другу. Если вы будете есть, спать и делать то, что вам нравится, у вас будет больше сил выстоять против стресса и тревожности. Другая важная часть хорошего самочувствия — осмелиться говорить «нет» и установить границы, в которых вам комфортно.

Что такое тревожное расстройство?

Когда тревожность влияет на вашу повседневную жизнь, возможно развилось тревожное расстройство и следует обратиться за медицинской помощью. Примеры тревожного расстройства включают панический синдром, генерализованное тревожное расстройство (GAD), социальную тревожность и специфические фобии.

Когда мне нужно обратиться за помощью?

Если каждый день у вас такая степень тревожности, что это влияет на вашу жизнь — не сомневайтесь и обратитесь за помощью. Не рассматривайте его как провал, часто требуется смелость, чтобы попросить о помощи, и чем раньше вы обратитесь за ней, тем лучше. Если вы не можете обратиться за помощью самостоятельно, попросите кого-либо, кому вы доверяете, поддержать вас в этом. Если у вас нет такого человека, вы можете позвонить или пообщаться в чате с анонимной поддержкой. Вот список организаций, с которыми вы можете связаться.

7 физических симптомов тревожности

Каждый наверняка назовет несколько физических признаков тревоги:

  • озноб или дрожь;
  • покраснение кожи;
  • повышенная потливость;
  • тошнота;
  • учащенное сердцебиение.

Однако те, кто страдает хроническим тревожным расстройством, включая панические атаки, фобии, общую или социальную тревожность, испытывают более устойчивые симптомы, причем даже когда волноваться нет причин.

Эти состояния так похожи на серьезные недуги, что многие не догадываются об их истинной природе. Вместо этого они беспокоятся, что у них больное сердце, хронические мигрени или другие проблемы со здоровьем. Соответственно, тревога перерастает в неврозы и затяжные стрессы.

Физические симптомы

1. Головокружение

Человек впадает в полуобморочное состояние, словно земля уходит из-под ног и он вот-вот упадет. Чаще всего такое происходит в толпе или на открытом пространстве. Люди тревожатся, едва почувствовав легкую дурноту. Боятся оступиться, упасть или потерять сознание в общественном месте, отчего голова кружится еще сильнее и тревога возрастает.

Читайте также:  АЛТ и АСТ расшифровка, что значит повышение или понижение трансаминаз в биохимическом анализе крови

Эти страхи нередко перерастают в стремление избегать всего, что может вызвать симптом, в том числе физической активности и сильных впечатлений.

2. Боль в груди

Острая боль в груди при испуге или потрясении обычно сопровождается учащенным сердцебиением и прерывистым дыханием. Схожие ощущения возникают при сердечном приступе, поэтому многие опасаются за свою жизнь. Они звонят в скорую и досадуют на врачей, когда те не находят клинических признаков больного сердца.

Между тем в ходе обследования 150 пациентов с жалобами на боли в груди у 59% из них выявили признаки тревожного расстройства. Еще одно исследование подтвердило, что у людей, которые подозревали у себя инфаркт, тревожность обнаруживалась гораздо чаще, чем кардиологические заболевания.

3. Головная боль

Тензионная головная боль или «головная боль напряжения» и мигрени нередко указывают на тревожное расстройство, хотя первичные факторы бывают разными.

  • Нарушения сна. Чаще всего бессонница и прочие проблемы со сном возникают на фоне нервного напряжения: тревожные люди постоянно не высыпаются, что может спровоцировать мигрень.
  • Нехватка серотонина. Этот нейромедиатор регулирует наше эмоциональное состояние. При его дефиците развиваются психические расстройства, в том числе тревожность. Когда уровень серотонина резко падает, сосуды сужаются, и начинает болеть голова.
  • Общий стресс. В стрессовых ситуациях мышцы непроизвольно сжимаются, и если это состояние затягивается, тело отзывается головной болью. Кроме того, стресс считается наиболее частой причиной мигреней.

4. Расстройства пищеварения

Как полагают медики, причина кроется в том, что кишечник и головной мозг связаны нервными волокнами. Сигнал тревоги мгновенно поступает в желудочно-кишечный тракт и проявляется в соматических заболеваниях. Нервничая или волнуясь, многие ощущают трепет в животе или легкую тошноту.

Однако хроническая тревожность заявляет о себе более серьезными недомоганиями:

  • спазмы в животе;
  • диарея или рвота;
  • запоры;
  • нарушения аппетита;
  • язвенная болезнь;
  • синдром раздраженного кишечника.

Опасения, что рвота или диарея могут случиться прилюдно, морально угнетают и усиливают тревогу. Более того, продолжительная дисфункция ЖКТ не просто мешает нормально жить, но и приводит к тяжелым личностным расстройствам.

5. Затрудненное дыхание

В состоянии тревоги трудно дышать. Это проявляется по-разному: от гипервентиляции и ускоренного дыхания до удушья и нехватки воздуха. Обычно эти симптомы неустойчивы. Они могут повторяться в напряженных ситуациях, при опасности или нервном возбуждении. Например, во время панической атаки людям часто кажется, что они разучились дышать. Такие ощущения очень пугают и усугубляют тревожное расстройство.

6. Онемение конечностей

Тревожные люди описывают это ощущение как покалывание в онемевших ладонях, предплечьях, икрах и ступнях. Таким образом тело реагирует на общее перевозбуждение. В ответ на угрозу организм перераспределяет ресурсы: кровь отливает от конечностей и устремляется к более важным органам, например, к сердцу.

Кроме того, онемение и покалывание может быть вызвано гипервентиляцией. При частом и глубоком дыхании кровь перенасыщается кислородом, а уровень углекислоты падает ниже нормы. В результате сосуды сужаются, и кровь перестает поступать к участкам, которые организм не считает критически важными.

7. Хронические боли неясного происхождения

Исследования показали, что 45% пациентов с хронической болью страдают от тревожных расстройств. Как выяснилось, эта группа испытывала более интенсивные боли и чаще жаловалась на жизнь.

Эти же люди оказались менее терпимыми к боли и чаще попадали в мучительный цикл множественных симптомов:

  • чувствовали себя подавленными и беспокоились, что боли усилятся;
  • отказывались от упражнений, снижающих уровень тревоги, поскольку боялись, что им будет больно;
  • волновались, что очередной приступ превратит их в калек.

Кроме того, отмечено, что у высокотревожных людей, долго страдающих хроническими болями, нередко развивается депрессия.

Если постоянно тревожиться

Эмоциональные и физиологические проявления тревоги — это результат телесной реакции «борьба или бегство». Как только тело входит в этот режим, уровень гормонов подскакивает и запускает механизмы тревожности.

Несмотря на то что тревога служит важной цели — подготовиться к столкновению с внешними угрозами, если тело слишком часто или слишком долго пребывает в режиме «борьбы или бегства», начинаются проблемы со здоровьем.

Медицинские исследования доказали непосредственную связь продолжительной тревожности и ряда заболеваний:

  • инфаркты и другие сердечно-сосудистые болезни;
  • гипертония;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хроническая обструктивная болезнь легких и прочие респираторные патологии.

Поможет ли терапия

Люди, переживающие физиологические проявления тревожности, работают с психотерапевтом, который помогает определить и преодолеть ее вероятные причины. Конкретные виды терапии, в том числе когнитивно-поведенческая и экспозиционная терапия, обучают навыкам снижения тревожности в повседневных ситуациях.

Помимо того, терапевты могут предложить:

  • дыхательные упражнения, чтобы справиться с гипервентиляцией;
  • копинг-стратегии и перемены в образе жизни, чтобы контролировать головную боль;
  • релаксационные техники, чтобы снять мышечное напряжение;
  • способы управления стрессом, чтобы предупредить психосоматические заболевания.

Поскольку физиологические симптомы тревожного расстройства во многом схожи с серьезными болезнями, настоятельно рекомендуется для начала обратиться к профильному врачу. Особенно если вы не уверены в причинах недомогания. И только исключив медицинские проблемы, идите к психотерапевту.

Естественное беспокойство и нездоровая тревожность — в чем разница?

Переживать из-за текущих проблем вполне естественно, но постоянная тревожность парализует волю и наполняет страхами. Как отличить одно от другого?

«Любовь должна двигаться вперед»

Сегодня принято считать, что только любовь оправдывает существование пары. А может быть, чтобы наши союзы жили дольше, стоит изменить свой взгляд на это чувство? Именно это предлагают психоаналитики Андрей Россохин и Ален Вальтье.

Ссылка на основную публикацию
Сопли у ребенка — как быстро вылечить и когда вызывать врача — МамЭксперт
Советы родителям: как вылечить насморк у грудничка Насморк – это защитная реакция организма. Появляется этот симптом, чтобы удалить попавшие внутрь...
Современные подходы к лечению Эпштейна–Барр-вирусной инфекции у взрослых #0211 «Лечащий врач» – пр
Мононуклеоз – симптомы и лечение Мононуклеоз – острое инфекционной заболевание вирусной этиологии, возбудителем которого выступают герпесвирусы (чаще всего Эпштейна-Барр и...
Современные представления об инфекции почек и мочевыводящих путей
Цистит у женщин Сегодня у нас очередной пост из новой рубрики Второе мнение. Для тех, кто тут первый раз –...
Сопли у ребенка — правильное лечение и профилактика
Насморк у ребенка: причины и безопасное лечение Насморк – самая распространенная детская проблема. Если у ребенка текут сопли, то таким...
Adblock detector