Уровни построения движений по А

Пирамидно стриальный уровень

Помимо описанного выше деления мозга на анатомические и функциональные отделы, существует также его деление на уровни организации ВПФ. Оно было проведено выдающимся отечественным нейрофизиологом Н.А. Бернштейном. Несмотря на то, что труд Н.А. Бернштейна посвящен описанию мозговых механизмов произвольных движений, его содержание выходит далеко за рамки описания двигательных функций. Труд Н.А. Бернштейна дает представление об иерархии уровней мозговой организации психической деятельности человека в целом. По Н.А. Бернштейну, мозговые структуры, участвующие в оганизации произвольных движений человека, анатомически педставлены пятью основными уровнями, обозначенными по восходящей латинскими буквами А, В, С, D и Е. Помимо этого, каждому уровню организации движений дано название, отражающее его анатомический и функциональный радикал:

Уровень А

анатомически: субкортикальный руброспинальный;

функционально: палеокинетических регуляций;

Уровень В

анатомически: субкортикальный таламо-паллидарный,

функционально: двигательных синергии и штампов;

Уровень С

анатомически: кортикальный пирамидно-стриальный;

функционально: пространственных координации;

Уровень D

анатомически: кортикальный теменно-премоторный;

функционально: гностико-праксический;

Уровень Е

анатомически: кортикальный;

функционально: символический (языковой).

Разным уровням мозговой организации двигательных и ВПФ соответствуют разные типы полей коры мозга.

Уровни А и В являются подкорковыми, уровни С, D и Е — корковыми. На уровне С расположены первичные поля коры, уровень D представлен вторичными полями, а Е — третичными. Каждый последующий уровень (тип полей мозга) сложнее предыдущего по анатомическому строению, выше по функциональной иерархии и моложе по филогенетическому возрасту.

Пирамидно-стриальный С дистаксии

Уровень пространственного поля

Первичные сенсорные станции в коре — зрительные поля, постцентральная извилина, слуховые и вестибулярные, новый мозжечок.

Элементы организации пространства имеются на уровне А, где она проявляется в виде тропизмов тяготения, выступая как почти беспримесная полярность верха и низа. В таким именно виде мы встречаемся СС пространством как координационным фактором и у насквозь палеокинетических бесскелетных беспозвоночных, где поля тяготения определяет и стойко выдерживаемое расположение тела в пространстве, и распределение мышечного тонуса. В первом неокинетическом, централизующем уровне В пространство проявляет себя в виде системы координат собственного тела, обобщенной в единой системе местных знаков, но еще не спроецированной на внешнее дистантное окружение.

Пространственное поле уровня С не есть ни ощущение, ни их сумма. Пока оно формируется, в нем участвуют и зрительные, и глазодвигательные ощущения, связанные с аккомодацией и стереоскопическом зрением, и осязательные ощущения и проприоцепторика тела, и вестибулярными ощущениями тяготения и ускорений и осколки других рецепторных систем.

Пространственное поле полностью соотнесено с внешним миром и освобождено от той неотрывной связи с собственным телом. Оно обширно, несдвигаемо, гомогенно. Обширность во многом обеспечивается телерецепторами. Слепые его формируют локомоцией с осязанием. Для объективации пространственного поля важно ощущение его несдвигаемости. Когда мы передвигаемся, мы не только знаем, но и ощущаем что перемещаемся мы, а пространство с наполняющими его предметами неподвижно, хотя все рецепторы говорят нам об обратном.

Пространственное поле гомогенно и апериодично, т.е. однородно во всех частях и не содержит в себе никаких элементов чередования или циклической повторяемости, которых так много в координатной системе собственного тела.

Оно метрично и геометрично.. оно включает СС себя точную оценку протяжений , размеров, форм, входящих в качестве существенных признаков Ии в движения, выполняемые на этом уровне: это область точности и меткости.. геометричность поля характеризует в наибольшей мере верхний, кортикальный подуровень С2, проявляясь в соблюдении геометрической формы и геометрического подобия. Это самое объективное из пространств,, дальше кверху, в уровне действий, оно эволюционирует в сторону схематизации и выигрывая в смысловой упорядоченности, теряет в объективности

Пространство С не пустое: оно заполнено объектами, имеющими размер, форму и массу и силами, действующими между этими объектами. Эти силы исходят от внешних тел и привязаны к ним, а не к нашему телу.

Этот уровень – потолок моторных возможностей высших рептилий, птиц и у низших млекопитающих и у человека до второго года жизни, продолжает преобладать у него в течение всего детства.

Движения уровня пространственного поля имеют ясно выраженный целевой характер: они ведут откуда-то куда-то и зачем-то. Движения имеют начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок или удар. Движения в пространственном поле всегда переместительны, если их внешнее оформление иногда циклично в силу устройства наших конечностей, то по смысловой структуре они апериодичны, как и само пространство. Переместительное движение по своей сути предполагает прилаживание к условиям того внешнего пространства в котором оно протекает

На уровне С1- приспособительность по ходу процесса, точность в деталях движения. Обведение контура фигуры. непроизвольные.

С2 – выраженный целевой или финальный характер, движение проецируется на его конечную точку, с установкой на точность. Этот подуровень индифферентен к траекториям, полностью концентрируется на конечном пункте.

Овладение внешним пространством требует справляться с внешними силами, сюда относятся силовые движения: поднимание тяжестей, баллистические движения. Срисовывание фигуры. Произвольные.

Локомоции: ходьба, ползание, плавание коньки лыжи велосипед гребля прыжки с разбега и с места ходьба с тягой и толканием.

Нелокомоторные движения: акробатика, гимнастика

Манипулирование пространством: машинопись, музыканты,

Перемещение вещей в пространстве: взятие, схватывания, ловля летящего предмета, передвигание, перенос, доставание, наматывание, преодоление внешних сил – подъем тяжестей, натягивание лука и т.п.

Баллистические движения: на силу (толкание, метания, удар молотом, рывок штанги) на меткость (метания, жонглирование, удар по зубилу, укол штыком, все эти движения требуют зрительного контроля).

Прицеливания и установочно-выжидательные движения.

Подражательные и копирующие движения: имитация, срисовывание, изображение жестами, пародирование.

Теменно- премоторный уровень действий (Д)

Апраксии, диспраксии

Все координации и значительная часть движений, описанные в предыдущих главах принадлежат и животным. Более того, есть виды, обладающие долее высоким развитием пространственного поля, чем у человека. Животные лучше бегают, плавают, зорче, метче и точнее нападают. Кульминационные точки развития по этому уровню уже пройдены, правда, списки движений уровня пространственного поля у человека богаче. Но этот уровень еще не совсем кортикальный.

Читайте также:  Невозможность сделать вдох «полной грудью», причины и лечение О чём говорят симптомы и проблемы в о

Уровень Д почти монопольно принадлежит человеку, именно в нем строятся главнейшие фоны речевых и графических координаций, и явно далек от своей кульминации. Он едва представлен у лошадей, собак, слонов. Даже у высших обезьян процент его очень мал, и к нему прибегают только после неудачи решить задачу на более привычных нижележащих уровнях. При апрактическом нарушении страдает не координация двигательного акта, а его реализация. Больному покорны все органы, но он сам не умеет сделать посредством их ничего, что выходило бы за пределы элементарных двигательных комбинаций, присущих и животным. Теряется способность к приобретению или восстановлению умений и навыков, превышающих эти элементарности.

Необходимая зона уровня действий – левая нижнее-теменная область.

Ведущая афферентация есть предмет. Психологически образ предмета представляет собой результат гораздо более глубоких обобщений и гораздо более сложной синтетической связи между сенсорными и мнестическими составляющим, нежели синтез, называемый пространственным полем.

Ведущий мотив на уровне действий не предмет сам по себе, а смысловая сторона действия с предметом – как объектом или орудием. Именно этот мотив разрушается при агностической апраксии.

2 понятия – смысловая структура действия (ниж. Теменная)и его двигательный состав (премоторная).

Предмет как объект, как орудие, как символ (шахм. Фигура, буква)

Большой интерес для учения о координации представляет особенность предметных действий, выражающаяся в ведущей роли, захватываемой предметом, и свидетельствующая о глубоких ускользающих от сознания перешифровках. Когда предмет фигурирует в качестве инструмента при высокоавтоматизированной привычной работе, он прямо переживается исполнителем действия как органическая часть собственного тела, вплоть до иллюзии активного ведущего управления движениями, как бы исходящего из этого инструмента.

На уровне Д вместо геометрической формы появляется схема, т.е. метрические, размерные соотношения заменяются топологическими, качественными соотношениями. Пространство предметного уровня теряет в конкретности, но выигрывает в упорядочении, выделении существенного по сравнению с уровнем пространственного поля. В нем выделяются и организуются качественные понятия замкнутой и разомкнутой фигуры, представления «над» «под» «вне» «внутри» «между» и т.п., происходит категориальная организация пространства, т.е. возобладание топологической смысловой схемы над геометрической формой.

В геометрическом образе мы можем различат его топологию и его метрику.

Автоматизация движений состоит в переключении ряда координационных фоновых компонент движения в нижележащие уровни, что связано с их переключение на другие афферентации. При автоматизации на уровне синергий заменяется зрительный контроль на осязательно-проприоцептивный. При передаче с уровня действий на уровень пространственного поля автоматизация сопровождается сключением зрительных коррекций. (неумеющие рисовать рисуют не натуру а идеограммы).

Пространство Д строится по принципу топологической схемы, а не геометрической формы. Все вносимое этим уровнем в движения топологично, а не метрично. Не метричны: снимание шляпы, закуривание папиросы, изображение домика, человека, узлы, набирание кружкой воды. Вопрос об успешности движения решается по качественному результату. Предметы на этом уровне геометричны — топологичны и метричны. Время на уровне синергий – ритм, на уровне пространственного поля – момент, синхронность длительность, скорость. На уровне действий – причинная последовательность (до и после).

Пространство на всех уровнях связано с афферентацией. Из афферентации вырастает пространство, из пространства – предмет, из предмета — объектные понятия

Время – с эффекторикой. На урвоне синергий оно влито в состав движения, воплощая его ритмовую динамику. На уровне пространственного поля – скорость, темп. На уровне предметного действия время претворяется в смысловую связь и последовательность активных действий по отношению к объекту. Из эффекторики вырастает субъективное время, из времени – смысловое действование, из него – поведение, из поведения – субъект.

Таким образом, эволюционная цепочка афферентация – пространство –вещь – объект от начала до конца связаны с задними отделами мозга.

Эффекторика – время – субъект – с передними.

Уровень синергий для предмета – фон. Явно предмет появляется только на уровне пространственного поля. 1) как пункт приложения сил, материальная точка, 2) смысловые отношения, 3) действия.

Хватка – профессиональная, ее ведет геометрический образ. Праксии.

Движения в уровне предметного действия — смысловые акты, не столько движения, сколько элементарные поступки, определяемые смыслом поставленной задачи. Одеться, забить гол, очинить карандаш.

Упражняемость действий, автоматизируемость, появление высших автоматизмов – предметных навыков – сноровок, при том, что сноровки не являются предметными действиями. Характерное свойство автоматизмов — приобретенность.

Повреждения в нижнее теменных отдела полушарий – нарушают смысловую структуру сложных двигательных актов или действий, а очаги в премоторных полях – нарушения в двигательном составе.

1) движения почти без технических фонов (автоматизмов). Предметно-ориентировочные – ощупывания, разглядывания, примеривания, сравнивания, выбирания. Изображение на бумаге заданной фигуры, схематическое рисование. Устанавливание предмета, переворачивание, насыпание, наливание, открывание задвижек, коробок. Постукивания в сложных ритмах.

2) С фоном С2. действия, навыки которых тесно связаны с точностью, метричностью движений, значимостью оптического контроля – черчение, гравирование, сборка механизмов, манипуляции с линейкой, микрометром, весами, работа токаря, хирурга, часовщика. Вдевание нитки в иглу, накапывание лекарства, заточка карандаша.

3) С фоном С1. шофер, опиловщик, кузнец, стирка, глажение, бритье, раскатывание теста, влезание на дерево, балансирование в неустойчивом равновесии.

4) С фоном В. Косьба, молотобоец, землекоп, конвейерные операции. Узлы, мотание ниток, мытье тела, одевание. Борьба. шулерские приемы.

5) В и С. Письмо и речь. Опасные профессии – матрос, прокатчик. Работа на швейной машине, закройщик, наборщик. Шитье, вышивание. Фехтование, штыковой бой, стрельба из лука, метание лассо, джигитовка

Уровень Е все разновидности речи и письменности.

Называние предмета, написание букв и слов – на уровне Д. на предметном уровне находятся достаточные мотивы к возникновению речевого называния конкретного предмета. Но для появления семантических форм (глаголы, числительные и т.д.) и грамматических (склонение спряжение, синтаксическое построение речи) в предметном уровне мотивов нет. Управление речью не сводится к сцеплению уже имеющихся речевых форм, что возможно на предметном уровне, а создает новые семантические, грамматические формы, которые будучи созданными координируются уровнем Д. С уровнем Е связаны перешифровки невозможные

Читайте также:  Мышцы разгибатели кисти и пальцев

Пять основных уровней построения движений Н.А. Бернштейна

Уровни построения движений Н.А. Бернштейна: уровень рубро-спинальный палеокинетических регуляций, синергий и штампов (таламо-паллидарный), пирамидно-стриальный уровень пространственного поля, теменно-премоторный, интеллектуальных двигательных актов.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2011
Размер файла 16,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

4. Теменно-премоторный уровень действий D

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

построение движение уровень бернштейн

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

Самый древний в филогенетическом отношении — уровень А, который называется уровнем «палеокинетических регуляций», или рубро-спинальный уровень, по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к которому имеют отношение и другие подкорковые структуры.

Древнейшими двигательными аппаратами, сохранившимися у человека со времени наиболее примитивных многоклеточных организмов, являются подвижные системы внутренностей, оснащённые гладкой мускулатурой и иннервируемые от вегетативной нервной системы. Вся совокупность нервных и мышечных элементов группы заслуживает названия палеокинетической системы.

У человека он не имеет самостоятельного значения, но он определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Есть некоторые формы двигательной активности, которые осуществляются только за счёт данного уровня (например, вибрато у скрипачей), а также ряд непроизвольных движений (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами от страха). Уровень А у человека практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений. Этот уровень начинает функционировать с первых недель жизни новорождённого.

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

Второй — уровень В — называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом являются зрительные бугры в качестве афферентационных центров и бледные тела в качестве эффекторных.

Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» — например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспечивает анализ информации о расположении отдельных конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осуществления соответствующих движений. Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Однако реальный бег совершается по какой-нибудь конкретной поверхности со своими неровностями и препятствиями, и чтобы он стал возможным, необходимо подключение других, более высоких уровней построения движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.

Этот уровень начинает функционировать уже во втором полугодии жизни ребёнка.

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Уровень С, называемый уровнем пространственного поля, или пирамидно-стриальным, поскольку его анатомическим субстратом выступают уже некоторые корковые структуры, образующие так называемые пирамидные и экстрапирамидные системы, обеспечивает ориентацию субъекта в пространстве. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания. На этот уровень поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецепторных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов к их форме, положению, весу и другим особенностям. Это область точности и меткости.

Движения, выполняемые на данном уровне, носят отчетливо целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. Соответственно они имеют начало, середину и конец. Среди них все переместительные движения.

Таковы, к примеру, плавание, прыжки в длину, высоту, вольные акробатические упражнения, движения рук машинистки или пианиста по клавиатуре, движения наматывания, т.е. такие, где требуется учет «пространственного поля».

Созревание начинается очень рано-на первом году жизни, продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

4. Теменно-премоторный уровень действий

Еще более высоким уровнем является уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом являются исключительно кортикальные структуры в теменно-премоторных областях. Он называется также уровнем предметных действий, поскольку обеспечивает взаимодействие с объектами в соответствии с их предметными значениями. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами.

Примеры движений на этом уровне: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека, все орудийные действия, манипуляции с предметами (движения жонглёра, фехтовальщика). Речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни).

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

Уровень Е (Н. А. Бернштейн говорил, что этот уровень наименее изучен в физиологии активности, — возможно, это даже не один, а несколько уровней) отвечает за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», которые объединены уже не предметом, а отвлеченным заданием или замыслом. Таковы, например, речевые и другие движения читающего лекцию преподавателя, танец балерины и т.п.

Здесь речь уже идет о передаче научных знаний или замысла художника, что предполагает, исключительно произвольный уровень регуляции разворачивающихся действий.

Анатомический субстрат движений данного уровня еще не вполне изучен, хотя Н. А. Бернштейн подчеркивал несомненное участие в произвольной регуляции движений лобных долей коры головного мозга, ссылаясь на работы А. Р.Лурия.

Читайте также:  Блефаропластика в коломне

Как правило, в построении действий человека принимают участие структуры всех уровней, хотя иногда более простые движения регулируются лишь низшими уровнями. В принципе одно и то же движение может строиться на различных уровнях, если включается в решение разных задач. Строго говоря, это движение не будет «одним и тем же» (как было показано выше, даже амплитуда движений рук раненых бойцов увеличивается, если больной выполняет более значимую для него работу). Поэтому можно изменить характер протекания движений, изменив его смысл для человека.

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

К примеру, письмо — это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Проследим их, двигаясь снизу вверх.

Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев.

Уровень B придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись. Если переложить пишущую ручку в левую руку, то округлость и плавность движений исчезает: дело в том, что уровень B отличается фиксацией «штампов», которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (интересно, что при потере плавности индивидуальные особенности почерка сохраняются и в левой руке, потому что они зависят от других, более высоких уровней). Так что этим способом можно вычленить вклад уровня B.

Далее, уровень C организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.

Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, наконец, уровень Е — смысловую сторону письма.

Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н. А. Бернштейн приходит к следующему важному правилу: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых», уровней, как правило, не осознается.

Когда субъект излагает на бумаге свои мысли, то он осознает смысл письма: ведущим уровнем, на котором строятся его графические движения, в этом случае является уровень Е. Что касается особенностей почерка, формы отдельных букв, прямолинейности строк и т. п.. то все это в его сознании практически не присутствует

Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Проиллюстрирую это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне B, например включив его в качестве элемента в вольную гимнастику. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия D круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.

Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Из вышеизложенного явствует, что концепция неклассической физиологии Н.А. Бернштейна помогает подойти к диалектическому решению психофизиологической проблемы. Анатомо-физиологические структуры здесь всего лишь инструменты для реализации задач деятельности субъекта. То, какие именно структуры участвуют в обеспечении построения движений человека, зависит от того, какое место занимает это движение в структуре деятельности субъекта, какой смысл оно имеет для него. Образно говоря, мозг и нервная система в целом — инструмент, с помощью которого человек «проигрывает мелодии своей жизни».

Бернштейн Н.А. О построении движения: научное издание.; М.; Медгиз, 1947.-255с

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность./ О.Г. Газенко// М.; Наука,1990.-495с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Уровни регуляции произвольных движений и действий. Путь двигательного анализатора и строение сензомоторных отделов коры. Экстрапирамидная система. Нарушения двигательных функций. Поражение коркового звена, подкорковых структур и мозжечка. Формы апраксий.

презентация [405,6 K], добавлен 13.03.2014

Характеристика основных структурных уровней организации живой материи: молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биогеоценотического, биосферного. Их компоненты, основные процессы. Науки, ведущие исследования на данных уровнях.

презентация [687,0 K], добавлен 09.11.2012

Молекулярно-генетический уровень организации живого. Схема строения ДНК. Экспрессия гена как процесс реализации информации, закодированной в нем. Центральная догма молекулярной биологии. Транскрипционный аппарат клетки. Схемы транскрипции и сплайсинга.

презентация [725,1 K], добавлен 21.02.2014

Гипотезы о возникновении электричества в живых тканях. Теория Дюбуа-Реймона, теоретическое объяснение потенциала повреждения. Исследование осмоса, проявление «жизненной силы» растений. Мембранная теория биопотенциалов Ю. Бернштейна и ее доказательства.

реферат [712,7 K], добавлен 08.08.2009

Уровни организации живой природы, их характеристика. Особенности молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней. Основные методы и приемы познания живой природы. Описательный и исторический методы.

презентация [3,2 M], добавлен 05.12.2011

Электромагнитные взаимодействия как определяющий уровень организации материи. Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни организации живой материи. Предмет биологии, ее структура и этапы развития. Основные гипотезы происхождения жизни.

лекция [28,4 K], добавлен 18.01.2012

Движение плода как один из первых важнейших признаков роста и развития эмбриона. Виды двигательной активности плода: висцеральная, нейромышечная. Значение компактных и размашистых типов движений эмбриона. Основные этапы развития дыхательной функции.

презентация [1,7 M], добавлен 19.01.2013

Процесс возникновения нервного импульса в организме, его основные стадии и особенности. Научные позиции Германа и Бернштейна, их отличительные черты. Гипотеза Ходжкина и Хаксли, опыты по ее доказательству. Явление аккомодации и условия его возникновения.

реферат [653,0 K], добавлен 08.08.2009

Строение и типы мышц. Изменение макро- и микроструктуры, массы и силы мышц в разные возрастные периоды. Основные группы мышц, их функции. Механизм мышечного сокращения. Формирование двигательных навыков. Совершенствование координации движений с возрастом.

реферат [15,6 K], добавлен 15.07.2011

Аминокислотный состав белков в организмах, роль генетического кода. Комбинации из 20 стандартных аминокислот. Выделение белков в отдельный класс биологических молекул. Гидрофильные и гидрофобные белки. Принцип построения белков, уровень их организации.

творческая работа [765,3 K], добавлен 08.11.2009

Ссылка на основную публикацию
Уплотнение на ноге под кожей
Уплотнение по кожей на ноге. Вчера вечером на ноге (на икре) обнаружила уплотнение под кожей, как шарик, довольно твердый на...
Уколы Прозерин отзывы больных о применении, подробная инструкция
рассеянный склероз куда делась ветка рассеянный склероз? если ее удалили давайте общаться здесь! всех с новым годом! здоровья нам крепкого...
Уколы Эмоксипин внутримышечно и капли для глаз
Эмоксипин Регистрационный номер Торговое наименование Международное непатентованное наименование Лекарственная форма Состав 1 мл раствора содержит: Активное вещество: Метилэтилпиридинола гидрохлорид (эмоксипин)...
Упражнения в воде для пресса
Как правильно похудеть в бассейне? Эффективные упражнения и способы тренировок Сердечно приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня хочу продолжить тему, затронутую...
Adblock detector